- «Действительно ли Сальери совершил злодейство, положенное в основу маленькой трагедии Пушкина? - А кто же из старых венцев сомневается в этом?» (из диалога Игоря Бэлзы со старейшиной австрийских композиторов Йозефом Марксом, 1947)
- Что было раньше: Так был ли он убит
- Исследователи очень тщательно и скрупулезно доказывают сам факт отравления великого композитора, который сегодня уже вряд ли можно отрицать. Но кто это сделал???
«Действительно ли Сальери совершил злодейство, положенное в основу маленькой трагедии Пушкина? - А кто же из старых венцев сомневается в этом?» (из диалога Игоря Бэлзы со старейшиной австрийских композиторов Йозефом Марксом, 1947)
Что было раньше: Так был ли он убит
Йозеф Маркс рассказывал, что его друг, известный профессор музыковед, Гвидо Адлер (1855-1941), известный по большому двухтомному исследованию о Моцарте, раасказывал, что в одном из архивов нашел запись предсмертной исповеди Сальери, сделанную его духовником. В ней содержалось признание в совершенном преступлении. Также об этой находке слышал от Адлера музыковед Борис Асафьев. Маркс также сказал, что церковные власти противятся публикации этого документа, так как это может быть истолковано, как нарушение «тайны исповеди». Однако было известно, что Параграф 886 церковных установлений снимал с уст духовника «печать молчания» в случае, когда кающийся оказывался психически ненормальным. А то, что Сальери в последний период жизни был тяжело психически болен и содержался в психиатрической клинике Вены, было широко известно, что также упоминается в разговорных тетрадях оглохшего Бетховена ("Картина болезни Моцарта с точки зрения современной медицины", Решающие исследования врачей д-ра Д. Кернера, д-ра Г. Дуды и д-ра Й. Дальхова)
В чем значение этих исследований? До 1956 года года Моцарта, не было никакого единства в понимании его последнего заболевания. Почти все предположения основывались на несхожих, отчасти противоречивых посылках, но в них не было сколько-нибудь удовлетворительного клинического анализа. И только благодаря публикациям Кернера с его точными фармакологическими обоснованиеми, читатели смогли достаточно отчетливо увидеть картину отравления ртутью, в результате которого 35-летний композитор в 1791 году скончался (“Schweiz. Med. Wochenschrift” № 47/1956; “Wiener med. Wochenschrift” № 51-52/1956 и др.).
Исследования Кернера увидели свет в 22-х статьях — все в специальных медицинских журналах разных стран — и его бестселлере «Krankheiten grosser Musiker” , Stuttgart, 1963 («Болезни великих музыкантов», Штутгарт, 1963). А в 1961 году Интернациональный архив писем музыкантов в Берлине (IMBA) выпустил брошюру того же автора под заглавием «Mozart’s Todeskrankheit” («Смертельная болезнь Моцарта»)
Кёльнский врач Й. Дальхов в письме в„Neue Zeitschrift für Musik” (4, 1957) писал: «Именно поэтому следует только приветствовать такие выступления, как статьи Кернера; вероятность поставленного им диагноза граничит с определенностью».
Мюнхенский врач Г.Дуда выполнил первую патографию Моцарта, также основанную на отравлении ртутью, - см. его книгу «Gewiss, man hat mir Gift gegeben”,Pähl, 1958 («Конечно мне дали яду», Пэль, 1958). Желающий всегда может ознакомиться с этой монографией.
Исследователи очень тщательно и скрупулезно доказывают сам факт отравления великого композитора, который сегодня уже вряд ли можно отрицать. Но кто это сделал???
В работе В.Миддендорф «Социология преступления» Дюссельдорф/Кельн, 1959 указывается прямо: «В 1957 году немецкий врач из Майнца Дитер Кернер установил, что в 1791 году Моцарт стал жертвой отравления ядом, который ему дал композитор и театральный директор Сальери».
Однако обвинение слишком тяжело. Что мы об этом знаем?
И. Бэлза в книге «Моцарт и Сальери», Москва, 1953 так же, как указывалось в начале заметки, упоминает, что австрийский музыковед, один из крупнейших исследователей жизни и творчества Моцарта, в венском церковном архиве нашел исповедь Сальери, записанную задним числом и хранимую церковью в тайне. Адлер показал ее известному музыковеду Б. Асафьеву. Таким образом именно Асафьев, авторитет которого в музыковедческих кругах не подвергается сомнению, видел у Адлера копию текста признания. Церковь пока что отклоняет предложения о публикации — в целях сохранения тайны исповеди. Адлер также сообщил, что речь шла о медленно действующем яде, который давался Моцарту с большими промежутками.
Когда Г. Дуда, другой из исследователей, имя которого читатель может видеть на обложке книги, в свою очередь, обратился в ординариат архиепископа Венского с просьбой сообщить что-нибудь о местонахождении записи исповеди Сальери, он получил следующий ответ (цитируется фрагмент):
«Кроме того, архиепископский архив не содержит никакой переписки об этом деле, которое представляет чистую выдумку штурмовика и черной сотни, а теперь запутано «Национальной газетой» и связывается с пушкинскими путевыми заметками (?), для того, чтобы даказать духовный приоритет русских и замаскировать происхождение его из нацистских архивов и тенденциозных сказок».(Примеч.автора)
Ответ настолько поразительный, что необходимо сослаться на непосредственный источник: В. А. Моцарт. Й. Дальхов, Г. Дуда, Д. Кернер «Хроника последних лет жизни и смерть. (К 175-летию со дня его насильственной смерти); В. Риттер «Так был ли он убит?». Москва, «Музыка» 1991, с. 84, прим. 29
О зависти и интригах Сальери, который всячески препятствовал продвижению Моцарта на придворной службе, уже много писалось. Интересна запись, найденная среди пушкинских бумаг, относящаяся, по-видимому, к 1833 году:
«В первое представление «Дон Жуана», в то время, как весь театр, полный изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист — все оборатились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из зала — в бешенстве, снидаемый завистью. Сальери умер 8 лет тому назад. Некоторые немецкие журналы говорили, что на одре смерти признался он будто бы в ужасном преступлении — в отравлении великого Моцарта. Завистник, который мог освистать Дон-Жуана, мог отравить его творца». (А.С.Пушкин (цитируется по книге: В. А. Моцарт. Й. Дальхов, Г. Дуда, Д. Кернер «Хроника последних лет жизни и смерть… С. 87, прим.34)
Конечно, сам факт освистания гениальной оперы - вполне обычный прием шельмования конкурента в конце 18 века. Однако современному читателю, наверное, трудно себе представить, чтобы "первый придворный композитор" мог опуститься до таких грязых методов по отношению ко всеобщему любимцу и всеми признанному гению. Однако факт - налицо. Он не служит доказательством покушения на жизнь, но является характристикой самого Сальери, что немаловажно.
Стоит накже напомнить, что ни одна из крупных опер Моцарта, кроме "Волшебной флейты", не имела успеха в Вене, несмотря на то, что его знали все, он был любимцем венцев, а оперы были гениальными.
Продолжение следует...
Спасибо, что дочитали до конца! Некоторые истории жизни настолько поучительны, что вызывают неизменный интерес. Каждая эпоха находит в них что-то свое. Жизнь Моцарта именно такова.
Есть интересные для Вас темы? Предлагайте в комментария, и не забудьте поставить лайк, если понравилось, подписывайтесь на канал - не пропускайте новые статьи и музыку.
Популярные и интересные публикации на канале:
- "Ах ты ночь, ночка темная" Русская народная песня.
- "Не растравляй моей души воспоминанием былого..." стихи Евгения Баратынского, музыка Андрея и Ольги Петровой
Добавьте описание
Подписывайтесь на канал. В нем есть и жизнь, и философия, и даже юмор с самоиронией. Интересные истории про музыкантов - мужественных людей, силой воли преодолевающих смертельные болезни и делающих увечья путем к совершенству.
Про забавного котика, вообразившего, что может осчастливить целый мир. Получится или не получится?
Серия про живопись автора и живопись вообще
И много хорошей музыки в авторском исполнении. Мир русского романса раскроется перед вами благодаря уникальному голосу Саши Сукоркина. Сейчас как раз записываем новый репертуар. Поддержите молодой канал!! Комментируйте, высказывайте, ругайте, если надо. Не оставайтесь равнодушными)) Не стесняйтесь отзываться на видео.