Найти в Дзене
Вехи Синематографа

В день рождения Клавдии Шульженко. "Навсегда, до конца, на века"!

24 марта Клавдии Ивановне Шульженко день рождения. Именно так, по имени отчеству! Для поколения родившегося четверть века спустя после мая сорок пятого, её по-другому назвать и не получится. Тогда, вначале восьмидесятых она была для нас уже почтенной тётушкой. И её в нашей жизни было так много, что мы немного шалели от такой повсеместности. Она была утром по радио, а оно у многих не выключалось круглосуточно. Она была по всем каналам телевизора, а каналов было целых два. В «Утренней почте», В «Голубом огоньке», в «Музыкальном киоске» и ещё везде, где только возможно. И мы первоклашки, ходили и бессознательно бубнили «Давай закурим товарищ по одной». Конечно такая перманентная пропаганда её военных песен, в то время набила некоторую оскомину. Нам тогда хотелось весёлого и заводного, а приходилось поневоле впитывать и поглощать то чем кормили. Да и выбора то особого не было. Может оно частично и к лучшему. Идеология делала своё дело. Любой школьник из начала восьмидесятых прекрасно, знал, что войну выиграл Штирлитц. То как он манипулировал и дурачил всю рейхсканцелярию, затаив дыхание в который раз наблюдали все мы. И ни у кого не вызывало сомнение, что так, или примерно так оно и было. Если Штирлиц действовал в тылу врага, то на фронтах, мы знали, была Шульженко. То, что она всю войну выступала перед солдатами, зачастую на передовой, и сейчас вызывает восхищение. Разумеется, если понять и прочувствовать то, как важно поднять боевой дух. Она, конечно, заряжала их своей мощной энергетикой. Сами ветераны потом вспоминали, что после её душевного пения и в атаку идёшь по-другому и умирать не страшно. Всякое было. Утром она для них поёт, а к полудню от взвода три человека осталось. И после войны на протяжении почти сорока лет популярность не отпускала её. Надо сказать, что она как истинная артистка, не могла жить без концертов и выступлений и с блеском это делала почти до последних дней своих. До 17 июня 84-го. А что бы в полной мере оценить её голос, талант и артистизм, нужно абстрагироваться от того что, нам навязывалось насильно и попасть в резонанс с её искусством.

Клавдия Шульженко родилась в 1906-м году в Харькове, в Российской Империи. Тогда и последующие сто лет Харьков был русским городом. Он был как то близок и интересен. А сейчас недоступен. Вроде бы всё осталось на месте и полосатый Благовещенский собор и танк Mark V на площади и харчевня «Пузата хата» на Сумской улице, музей и памятник Шульженко.

Семья Клавдии, отец бухгалтер на железной дороге, мать домохозяйка. Был ещё брат Николай. Отец был очень музыкальным человеком, он играл на духовых инструментах и обладал чудесным баритоном. От него и передалась, тогда ещё девочке, музыкальная чувственность, которая заворожила потом весь Советский Союз. Они часто устраивали домашние концерты для друзей и соседей. Девочка училась в гимназии и очень увлекалась русской литературой и поэзией. Поначалу музыка не была её основным призванием, она хотела стать актрисой. Тем не менее, папа отправил её в Харьковскую консерваторию. Она училась музыки у известного профессора Чемизова, который ей тогда сказал: «Ты счастливая, у тебя голос поставлен от природы, тебе нужно только развивать и совершенствовать его». И вот в пятнадцать лет она с подругой отправилась в Харьковский драматический театр на прослушивание. Она спела несколько песен, аккомпанировал ей молодой Исаак Дунаевский. «Дуня», как называли его тогда близкие друзья. Такими друзьями и стали они с Клавдией Шульженко на всю жизнь. Её приняли в театр, где она поначалу играла небольшие музыкальные роли. Именно там под руководством режиссёра Николая Синельникова, она выработала манеру душеного и артистичного исполнения песен. Вокруг бушевал НЭП и многие артисты покидали Россию. Но некоторые и возвращались. В 24-м в Харькове на гастролях побывала оперная дива Лидия Липковская. Шульженко удалось познакомиться с ней. Липковская послушала девушку и дала ей много ценных советов, которые впоследствии сделали из Клавдии Шульженко того кем она стала. Зачастую встреча с нужным и правильным человеком действует посильнее любого учебника. Харизма и внушение могут сделать из тебя такую личность, которой ты в пятьдесят лет сам будешь гордиться. Или напротив, останешься полным ничтожеством, о существовании и деянии которого и сам сожалеешь и все окружающие. И вот с тех событий творческая карьера молодой певицы взвилась вверх подобно ракете. Она выступает на эстраде с исполненим лирических и «производственных» идеологически необходимых песен «Шахта №3», «Кирпичики». Сейчас они слушаются несколько карикатурно, но тогда было в самый аккурат. В конце 20-х Клавдия Шульженко переезжает в Ленинград. В 28-м её первое выступление перед публикой в Мариинском театре, на сборном концерте посвящённом дню печати. Тогда «отцами народов» было придумано множество новых праздников и соответственно к каждому прилагались неизменный митинг, отчёт и концерт. Артистам, даже начинающим было где себя проявить. В то же время она знакомиться с Владимиром Коралли, впоследствии, своим первым мужем. Тоже личность примечательная в артистических кругах. Музыкант, куплетист, выходец из Одессы. Полный юмора и задора. Первым браком был женат на певице Марией Дарской, её в 37-м расстреляли, как врага народа. Коралли, как бывший муж и возможный пособник, чудом уцелел. За собой не потянула. Он становится партнёром по сцене и импресарио Клавдии Шульженко. В 30-м он поженились, а в 32-м родился сын Игорь. Всё это время вплоть до 41-го она постоянно выступает. В Ленгосэстраде в составе джазового оркестра, в ленинграском мюзик-холле, в кинотеатрах перед сеансами. В говорухинском «Место встречи изменить нельзя» Шарапов приходит в кинотеатр и перед фильмом Крачковская с высоким партнёром исполняют «Несостоявшееся свидание» (Я ходил и я ходила, я так ждал и я ждала)… Такие выступления были ещё за долго до войны и одним из прообразов этой сцены были именно Шульженко и Коралли. В её репертуар входили все модные песни того времени. «Голубка», Андрюша», «Утомлённое солнце», «Когда простым и нежным взором», «Дядя Ваня», «О любви не говори», «Челита», «Девушка прощай!», «Дорогой длинною», «Встречи» (Любимый мой родной) Какой восторг мы испытывали когда волк из «Ну погоди!» на стройке шибанул патефон с этой пластинкой о груду кирпича.) Но это было потом… А в 36-м она впервые записывается в студии звукозаписи. Грамофонные пластинки с её «хитами» не успевают печатать, мгновенно расходятся. В 1940-м году она и Владимир Коралли создают свой собственный джаз банд и начинают гастролировать по всему Советскому Союзу. Война застала музыкантов в Ереване. Потрясённая Шульженко отказалась отправляться в эвакуацию, как многие артисты, а со всем музыкальным коллективом приняли решение вступить в Красную армию. Именно это решение сделало Клавдию Шульженко, той которую большинство из нас запомнило. Исполнительницей военных песен. С 41-го по 45-й их оркестр становится фронтовым. В 1942-м году вторую жизнь получает вальс «Синий платочек». Изначально песня была написана до войны польским композитором Гарри Петербурским. Там и слова были другие. Песня исполнялась на танцплощадках ещё в сороковом. Существует несколько текстов на эту музыку «Двадцать второго июня ровно в четыре часа, Киев бомбили, нам объявили…». Но тот текст из репертуара Шульженко, где рифмуется пулемётчик и платочек, написал фронтовой репортёр Михаил Максимов. И вторая знаменитая песня, без которой казалось бы, и победа не мыслима, «Давай закурим». С тех пор эти песни были неизменно в репертуаре певицы. На всех концертах. А концертов было множество. Только к июлю 42-го было 500. С начала войны это больше, чем по одному в день. В 45-м Клавдию Шульженко наградили Орденом Красной Звезды. Заслуженно.

После войны она начинает сольную музыкальную карьеру. Записывает множество пластинок и постоянно гастролирует. Снимается в музыкальных фильмах, принимает участие в молодежных музыкальных фестивалях в качестве члена жюри. Авторитет всё таки. И даже выпускает книгу мемуаров «Когда вы спросите меня…» В личной жизни тоже всплески и бури. С Коралли они расстались из-за ревности горячего одесского парня. Впрочем безосновательной. Цветы и поклонники неотъемлемая часть славы. И вот когда ей пятьдесят она вновь встречает свою любовь. Это кинооператор Георгий Епифанов. Теперь уже горячо и навсегда.Имея строптивый и независимый характер, она не лебезила перед чиновниками, не подписывала «коллективные письма» и порой резко отвечала на предлагаемые «милости». Ретивые партработники и функционеры в ответ не выпускали её в капстраны. Её довелось покорить только зрителей из соцлагеря. А ей всегда хотелось побывать во Франции. Ведь там жила Эдит Пиаф. Они были так близки по духу, артистизму и темпераменту. Они знали друг о друге и мечтали познакомиться, но разные фурцевы и им подобные считали это не целесообразным. Клавдия Шульженко всегда была красива и экстравагантна и элегантна. Даже в глубокой старости. Такой мы её и запомнили.

В своих мемуарах она написала: « Мне известен только один способ надёжно застраховать себя от неудач. Это труд — упорный, настойчивый, бескомпромиссный, изнурительный…»