В эпоху Христа иудеи давно перестали вкушать пасху стоя или соблюдать правило, запрещавшее всем ее участникам оставлять дом до утра.
Возлегание было объявлено наиболее сообразным и удобным положением, а в социальном смысле — привилегией свободных людей (в Риме — рабы, в Иудее — женщины и слуги ели сидя).
На этой картине с правой стороны пирующие изображены неверно: все должны лежать на левом боку. Сам обычай был унаследован первоначально от персов, во время греческой и эллинской оккупации претерпел некоторые изменения.
На чем же возлежали участники Тайной Вечери? Напомним, ложе на арамейском называется мишкаб, на койне и латыни — триклиний. У римлян первое значение этого слова — столовая с тремя ложами, выделенная в отдельную комнату под влиянием эллинской традиции. Они ели, возлежа на ложах-клиниях (лектус триклиниарис). В доме могло быть несколько триклиниев. В каждом, как правило, располагалось три ложа буквой П; если их было два, это называлось биклиний. Название пиршественного зала со временем стало относиться и к лежанкам, рассчитанным на трех человек.
У эллинов возле каждого ложа стоял отдельный столик. Римляне ели за общим квадратным или прямоугольным столом, окруженным с трёх сторон кушетками. На четвертой стороне стола не было лежанки, так как оттуда подавали кушанья. На каждом отдельном триклинии могли возлежать по 3 человека, так что всего у них за столом располагались девятеро.
Показано неверно: главный участник, занимавший самое почетное ложе (лекстус консуларис), лежал на левой стороне кушетки, где была невысокая спинка, на которую он опирался. За столом пирующие возлежали, облокачиваясь на левую руку. Распределение мест было следующее: верхняя и средняя кушетки предназначались для гостей, причем знатнейшие из них возлежали на средней; нижнюю занимали хозяин и его семейство.
Из трех мест на каждом триклинии лучшим считалось первое, так как оно находилось у самой спинки кушетки; остальные двое пирующих могли облокачиваться только на несколько возвышенную переднюю часть лежанки. Сам хозяин занимал первое место нижнего ложа. На среднем триклинии важнейшим и почётнейшим (консульским) местом считалось не первое, а третье, так как оккупировавший его гость находился подле хозяина. На схеме это место показано неверно.
Почему четыре великих народа древности (персы, греки, римляне и иудеи), обычаи которых во многом различались, насчет возлежания были полностью солидарны? Тут нужно отметить, что римские патриции любили горизонтальное положение не только во время пиров, но и при чтении, письме, обсуждении хозяйственных вопросов и прочей интеллектуальной деятельности. Современные медики объясняют это так: когда мышцы организма расслаблены, в мозг от них поступает меньше сигналов и можно сосредоточиться на процессе мышления.
Из всех полисов античной Эллады принимали пищу в сидячем положении только аскетичные спартанцы. Все остальные древние греки ели, сидя за столом, только если сильно торопились. На любой праздничной трапезе, не говоря уже о дружеских посиделках, которые назывались «симпосион», гости и хозяева укладывались вокруг столиков на лежаках. Римляне, не исключено, переняли этот обычай именно у греков, вместе с названием такого пира (на латыни «симпозиум»).
Положение правого пирующего неправильное: лежит на правом, а не на левом боку. В отличие от спального ложа, мебель для застолья (на койне, помимо триклиния, апоклинтра, от слова «апоклино» — «разгибаю спину») хорошо приспособлена для полулежачей позы. Пирующий опирался на левый локоть, оставляя правую руку свободной. Левый бок, где находился желудок, покоился на мягкой поверхности. За всё время трапезы не было необходимости менять позу, настолько удобными и эргономичными были апоклинтры.
Римские пиры отличались от греческих. Вместо маленьких индивидуальных столиков у повелителей мира был один общий квадратный или прямоугольный стол. Вместо апоклинтров — длинные кушетки, на каждой из которых помещались трое. На стол выкладывались сразу все блюда, и есть их мог любой. Кроме того, римская трапеза требовала меньшего количества слуг: не нужно подносить блюда или подливать вино каждому гостю, можно просто ставить их на общий стол.
Что говорит про возлежание современная медицина? Если во время приема пищи лежать на левом боку, это уменьшит давление съеденного на нижний отдел желудка и таким образом ослабит дискомфорт от переедания. Кроме того, при этом углеводы расщепляются и усваиваются медленнее, чем при сидячем положении, что предотвращает скачкообразное поступление глюкозы в кровь и связанных с этим резких колебаний уровня инсулина.
Тем не менее, есть лёжа достаточно вредно для здоровья. Насыщение при этом наступает позже и ощущается слабее, чем во время еды сидя. Именно поэтому римляне возлежали на пирах, где подавали много блюд, и должны были попробовать каждое из них. Это прямой путь к ожирению. Для тех, кто вел активный образ жизни и устраивал подобные застолья нечасто, это не представляло опасности, но древнеримские богачи, часто устраивавшие пышные пиршества ради престижа, поголовно страдали от избыточного веса и связанных с ним болезней. Они часто применяли гусиное перо, чтобы вызвать рвоту и таким образом освободить желудок для новых яств.
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Юрий Пульвер
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk3008/
Продолжение следует
Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.