Найти тему
Владимир Иванов

"Интересы государства" и международные отношения

«Интересы государства» и международные отношения

Давно известно: миром правят «интересы». Главный «интерес» у всех – выжить, а к нему примыкают «интересы» помельче. Так выстраивается иерархия интересов. «Интересы» - это пути и способы удовлетворения потребностей.

«Интересы» запускают деятельность государств: их общение, стремление к миру, безопасности, к международной торговле, к взаимодействию; часто – к войнам и противостоянию. Так что «интересы» могут скреплять сообщество государств, а могут дезорганизовывать мировой (региональный, локальный) порядок.

«Чтобы был порядок» - это «интерес», который стоит рядом с «интересом выжить». Они привели в конечном итоге в далекие времена к образованию самих государств. А средством обеспечения порядка стало право. В международном взаимодействии – международное право: правила, закрепляемые в договорах (или складывающиеся обычно-правовым путем).

С появлением государств на первый план выходят интересы гарантированного обеспечения себя ресурсами на перспективу. Это решает не только задачу выживания, но и задачу развития.

Проблема в том, что государства по-разному понимают порядок и находят разные способы получения ресурсов. По-разному понимается и используется МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО: одни государства чтут и придерживаются его; другие – топчут и/или применяют избирательно.

Наиболее древние из сегодняшних государств – это Китай, Индия, Египет, Греция и много других. России – больше тысячи лет. Они пережили самые невообразимые сочетания интересов в сосуществовании друг с другом. Были периоды раздробленности, собирания империй, войны, победы. Рядом с одними появлялись и исчезали, мельчали и укреплялись другие государства. Возникли государства Европы, США. Из колоний Европы и США выросли государства, которые называют ныне «развивающимися странами».

Международный порядок после второй мировой войны поддерживался на основе Устава Организации Объединенных наций (ООН) в «биполярном» мире – мире, разделенном на две части: часть Запада и часть России, преобразованной тогда в СССР (Союз советских социалистических республик), с примыкающими к ним странами. Обе части мира скреплялись своими интересами, потребностями и цивилизационными ценностями.

Распад СССР подтолкнул глобализацию: Запад устремился к установлению мирового порядка при своем господстве – так больше гарантий в доступе к ресурсам. В этих условиях он «подмял» под себя Россию и примыкавшие к ней страны; осталось только физически покончить с Россией: раздробить ее, свести на нет, освоить ее ресурсы, уничтожить русский народ или сделать его «рабами» (что фашистская Европа во главе Гитлером уже пыталась сделать в ХХ веке; для нас геноцид Европы обернулся величайшей жертвой почти в 30 миллионов человек – этого нельзя забыть).

Запад строил – и продолжает строить - свою глобальную империю. В этом его сегодняшний интерес, суммирующий все прочие интересы. Однополярный мир при господстве Запада обеспечит ему «нужный» порядок и ресурсы. В этих условиях Западу (прежде всего США) не нужно «старое», «общее» международное право, не нужна ООН (или нужна, но «послушная»), не нужен Устав ООН. Международное право постепенно заменяется законами США и их односторонними действиями, «указаниями».

Вот для примера набор государственных внешних долгосрочных стратегических интересов США (причем только в сфере международных экономических отношений - МЭО):

· обеспечить не любой правопорядок в МЭО, а такой, который удобен, выгоден США (путем закрепления однополюсного мира с такой архитектурой: США – западные страны – остальной мир);

· обеспечить бесперебойную поставку необходимых экономике ресурсов и/или доступ к ресурсам (прежде всего к нефти) на приемлемых условиях (очень высокие цены мирового рынка на нефть – неприемлемы);

· обеспечить сбыт на внешних рынках национальной продукции (например, автомобилей, зерна, куриного мяса; вооружений);

· обеспечить приемлемые цены на мировых товарных рынках, например высокие цены на экспортируемые из США товары (те же вооружения) и, наоборот, минимальные цены на импортируемые товары (ввозимое сырье; ту же нефть);

· обеспечить максимальные инвестиции извне, прежде всего в форме прямых и портфельных инвестиций (т.е. привлечь по максимуму материальные и финансовые ресурсы мира в свою экономику);

· обеспечить бескризисное функционирование международной финансовой системы по модели США, для чего продвигать доллар как мировую валюту (рассчитываясь с миром напечатанными в стране «бумажками» - долларами, США получают от мира реальные материальные ресурсы/инвестиции);

· обеспечить режим благоприятного доступа американских инвестиций в национальные экономики других стран (тем самым за рубежом создается «вторая американская экономика», ставятся под американский контроль товарные рынки и отрасли экономики);

· обезопасить свою экономику от товарных и валютно-финансовых кризисов путем создания национальных и международных резервов и резервных механизмов;

· управлять процессом формирования единого мирового экономического пространства, для чего создавать необходимые структуры межгосударственного и немежгосударственного характера;

· стать мировым лидером в борьбе за защиту интеллектуальной собственности, поскольку США как ведущая постиндустриальная держава сконцентрировала огромные интеллектуальные ресурсы, которые надо охранять и из которых следует извлекать выгоду в предстоящие десятилетия;

· поставить под контроль многосторонние экономические организации и договоры; при необходимости создавать новые или альтернативные;

· обеспечить в многосторонних организациях возможность влиять на принятие окончательных решений;

· противодействовать любыми средствами и под любыми предлогами попыткам любых государств, групп государств, препятствующим обеспечению вышеуказанных экономических интересов (например, строительству российскими организациями атомной электростанции в Иране);

· использовать экономические инструменты (например, экономическую помощь) в качестве политических средств воздействия;

· вовлекать в зону экономического влияния всё новые и новые страны, территориальные пространства;

· не признавать притязаний других стран на территориальные пространства, богатые природными ресурсами; обеспечить США приоритет в разработке ресурсов, являющихся общим наследием человечества (например, полезных ископаемых на морском дне);

· легализовать и ускорить перевод все большего числа вопросов (там, где это выгодно США) традиционно внутренней компетенции государств в сферу международно-правового регулирования и на наднациональный уровень;

· размывать правовыми и политическими средствами принцип территориальной целостности государств и принцип невмешательства во внутренние дела;

· развивать и использовать где это выгодно институт уважения прав человека как механизм вмешательства во внутренние дела неугодных государств; использовать проблематику прав человека в качестве «разменной монеты» в экономическом торге с другими странами; переводить этот институт в наднациональную категорию, в том числе через европейские международные организации, которые уже находятся под контролем США и/или западного мира;

· своими решениями, односторонними актами и действиями формировать нужные прецеденты, правовые нормы (например, в том, что касается экстратерриториального действия американских законов в части правового статуса ТНК);

· формировать американоцентристскую культуру вообще и экономическую культуру – в частности, нести американские, во многом космополитические, денационализированные, духовные ценности миру;

· совмещать экономическую среду и всю среду обитания с духом конкуренции; Жертвовать «честной конкуренцией» при необходимости;

· стимулировать создание и продвигать научные, политические, правовые, религиозные концепции, содействующие обеспечению американских интересов.

Конечно, данная «пирамида интересов» очень условна, фрагментарна. На нее должны быть наложены интересы тактические, краткосрочные, среднесрочные и т.п.

На охране этой «пирамиды интересов» стоят интересы военные и политические. При этом США, как и любое другое государство, стремится в максимально возможной степени легализовать свои интересы, воплотить их в международном праве, а если необходимых норм нет (пробел в МП) или они противоречат интересам США, - создать новые нормы, в том числе своими законами.

На американскую «пирамиду интересов» «натыкаются» интересы других стран; здесь идет столкновение интересов:

а) внутри стран Запада;

б) между Западом и не-Западом;

в) между различными цивилизационными пространствами.

Россия своим разворотом на Восток, разрывом с Западом сломала главный замысел Запада – создать глобальную империю.

Нынешняя ситуация с военной операцией на Украине – это только первый шаг по возврату к биполярному мироустройству. И теперь Западу будет противостоять конгломерат стран, которых можно объединить термином «не-Запад» - своеобразный Восток: страны всех континентов, прежде всего Россия и Китай с примыкающими к ним государствами Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.