Из кризиса, в котором погрязло современное образование, есть несколько путей выхода. Один из них – это повсеместное внедрение гуманистической педагогики Шалвы Амонашвили. Что это за педагогика, какие у нее есть преимущества и недостатки – обо всем этом мы поговорим в этой статье.
Как появилась гуманная педагогика
В это трудно поверить, но будущий ученый, удостоенный правительственных наград и высоких научных степеней, в детстве плохо учился. Все поменялось, когда в школу, где учился Шалва, устроилась на работу новая учительница грузинского языка. Она не стала стыдить Шалву перед классом, отчитывать его за плохие оценки. Вместо этого педагог с искренним интересом отнеслась к стихам, которые писал Шалва. И это возымело свое действие – через три года. Амонашвили закончил школу с золотой медалью.
Будучи вожатым в пионерлагере, Шалва Александрович определился со своим призванием. Во время написания своей диссертации он понял, что главное – это не гениально составленная программа, а свободная воля учителя, его отношение к детям. Амонашвили начал искать новый подход к преподаванию. Он обсудил со своими учениками идеи выдающихся педагогов – Макаренко, Выготского, Ушинского, Песталоцци. Затем применил свои знания психологии и философии Рерихов, религиозные постулаты. Так и появилась гуманистическая педагогика.
Что такое гуманная педагогика
Гуманная педагогика – это совершенно новое направление, которое может коренным образом поменять систему образования. Как говорит сам Амонашвили: нужно одинаково любить прилежного и ленивого, тугодума и умного, послушного и шалуна.
В традиционной системе образования работает «кнут» и «пряник». Решил задачу или справился с упражнением – получи хорошую оценку. Если решил неправильно – неуд и унижение. Но так ребенку можно привить любовь к хорошим оценкам, а не к самому процессу познания! Амонашвили учит, что надо искренне интересоваться самим ребенком, его чувствами и устремлениями, движениями его души.
По мнению Амонашвили, каждый человек рождается на Земле с определенной задачей. Задача педагога – помочь ребенку понять эту задачу и раскрыть свои таланты.
Основные принципы гуманной педагогики
Гуманная педагогика Амонашвили дает ребенку большую свободу выбора. Эта свобода выбора основывается на трех принципах:
· Понимания. Учитель должен понять ребенка, его внутренний мир.
· Признание. Учитель должен признать особенности ученика, какими бы они ни были. Навязывать свое мнение нельзя.
· Принятие. Учитель сопереживает, принимает ребенка со всеми его достоинствами и недостатками.
Преимущества гуманистической педагогики
Гуманистическая педагогика имеет 5 весомых преимуществ перед традиционной:
· Развитие личности. Учитель видит личность в своем ученике, поэтому ребенок доверяет своему учителю, учится у него хорошему.
· Ответственность. Ребенок, воспитанный в традициях гуманистической педагогики, умеет отвечать и за свои слова, и за действия. Он не бросит мусор посреди улицы, будет заботиться о домашних животных.
· Высокая мотивация к обучению. В обычных школах дети часто не успевают по предметам. Причина банальна – учиться им не интересно. Гуманистическая педагогика ориентирована на ребенка, учитывает его интересы. Дети учатся с удовольствием и прилежанием.
· Высокий уровень развития коммуникативных умений. Ориентированность на личность дает лучшее и более быстрое развитие коммуникативных умений. Ученик умеет правильно выразить свои мысли, привести аргументы против точки зрения оппонента, договариваться.
· Гибкость и широта мышления. Ребенок, воспитанный в традициях гуманистической педагогики, в любой ситуации найдет на 2-3 выхода больше, чем тот, которого воспитывали по старым, императивным технологиям.
Недостатки гуманистической педагогики
Не лишена гуманистическая педагогика и некоторых недостатков:
· Ребенка приучают заниматься только тем, что интересно. Но ведь в реальной жизни так удается далеко не всегда. Работу и служебные задания часто нужно делать вне зависимости от своего желания.
· Переход на гуманную педагогику – сверхтрудная задача для учителя. Особенно если в классе 30 и более учеников. Как уделить время каждому? Задача кажется нерешаемой. Нужно делать меньшими классы, но при этом сохранить ту же заработную плату.
· Конфликт с семьей. Если в школе исповедуют гуманистические принципы, а в семье авторитарные, ничего хорошего из этого не выйдет. Школа и семья должны действовать сообща. Сейчас этого нет. Как по мне, в этом заключается одна из самых больших проблем современного российского общества.
· Не все учителя готовы «перестраиваться».
· Если в школе, классе уже есть деструктивные дети и подростки, то перейти на новый, гуманистический подход будет довольно трудно.
Честно говоря, по гуманистической педагогике я не работал. Может быть, в этом и была моя проблема? Сойти с «накатанной колеи» очень тяжело, а учиться новому «с нуля» намного легче, чем переучиваться.
С уважением Кривич Иван Иванович, бывший учитель математики.
А вы сталкивались в своей жизни с гуманной педагогикой?
Приглашаем всех случайно зашедших на наш канал подписаться, ведь случайностей не бывает. Приглашаем посетить наш семейный сайт. Расскажите о нашем канале своим друзьям! Скопируйте и отправьте им ссылку https://zen.yandex.ru/prodelkin. Мы будем очень рады новым читателям!