В начале 20-го века автомобили превратились из экзотики в средство передвижения и начали захватывать мир. На Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге в 1908 году создали автомобильный отдел, чтобы следовать мировым тенденциям и наладить производство машин в стране. Главного конструктора, молодого Жульена Поттера, работавшего ранее на бельгийской фирме Fondu, пригласили из-за рубежа.
В основу конструкции автомобиля легли бельгийские разработки, но их переработали и адаптировали под производство в России. Автомобили изначально назывались «Русско-Балтийский», потом это название сократилось до «Руссо-Балт». Первой моделью стала С-24/30, индекс обозначает мощность двигателя — 24 лошадиных силы, максимальную 30. Объем четырехцилиндрового двигателя составлял 4501 см³. Изначально на модели С ставили трехступенчатую коробку передач, затем добавили еще одну ступень.
«Руссо-Балт» был не первым российским автомобилем, однако именно эти модели стали производить серийно, благо опыт производства транспорта у завода был большой.
Чуть позже выпустили автомобили модели К. Они были меньше размером, в полтора раза дешевле, объем двигателя был в два раза меньше. Мощность двигателя составляла от 12 до 24 л.с. Автомобиль развивал скорость до 65 км/ч.
Автомобили «Руссо-Балт» продвинулись благодаря участию в международных ралли и автопробегах. В 1913 году состоялся международный пробег по дорогам Западной Европы и Северной Африки, в котором «Руссо-Балт» проехал более 15000 километров.
«Руссо-Балты» использовались в том числе в Собственном Его Императорского Величества гараже.
Всего до 1918 года было выпущено 347 машин модели С и 141 машина модели К. В 1918 году завод был национализирован, переименован в Первый государственный бронетанковый завод, но выпуск автомобилей под уже новым названием «Промбронь» ограничился несколькими единицами. В 1923 году завод был передан в концессию фирме «Юнкерс», на нем стали производить самолеты Ю-21 и Ю-22.
До наших дней дошел всего один экземпляр «Руссо-Балта» модели К12/20, выпущенный в 1911 году. Он находится в коллекции Политехнического музея, иногда выезжает на выставки. В 1967 году автомобиль прошел реставрацию и полностью на ходу.
Сейчас энтузиасты пробуют восстановить процесс изготовления «Руссо-Балтов» по чертежам, фотографиям и технологиям начала века. Так что, возможно, история получит продолжение.
Остается добавить, что я увидел «Руссо-Балт» и познакомился с его историей на выставке «Царский выезд», проходившей на ВДНХ.
Ставьте лайк 👍🏻, заходите на мой канал о путешествиях по России и авиации. Подписывайтесь, чтобы не пропустить свежие материалы.