В этом году исполняется 10 лет, как россияне следят за этой медицинской драмой. При этом оценки выставляются разные - от восторженных до скептических. Такой разброс мнений свидетельствует о том, что данный сериальный продукт действительно задевает за живое.
Конечно, хотелось бы послушать мнение и кинокритиков, но поскольку в этой профессии, насколько мне известно, осталась одна Татьяна Москвина из газеты "Аргументы недели"( да и та по большей части занимается литературной аналитикой), прислушаемся к "гласу народа". Тем более что выражает он своё мнение горячо и искренне, хотя и без культурологических терминов.
И начнём с Романа Александровича Кобылкина, опубликовавшего свой отклик в 2018г.
Уровень "Склифосовского" превзошёл ожидания. Авторы постарались показать в картине и философские темы, которые редко поднимает в отечественном кино. Во-первых, деятельность поисковиков из организации Лиза Алерт. Единственный, кто поднимал проблему,был Андрей Звягинцев в ленте "Нелюбовь". Во-вторых, пересадка органов после смерти. Очень хорошо показали этические стороны. Как правильно поступить, когда пациент не завещал брать его органы после смерти, но они могут спасти людей.
Максим Аверин -это клад. Это бесценный дар нашего кино. Как здорово сыграл он в "Глухаре"! А "Склифосовский" - это просто высший пилотаж. Так уметь перевоплощаться- играть смешные и грустные с философским подтекстом эпизоды. А закадровые монологи его - просто находка. Лучшего актёра в нашем кино нет.
Я с грустью понял, что они сняли последний сезон. Больше нечего показывать..."
К счастью, Роман Александрович Кобылкин ошибся. Сериал был продолжен. Не исключено, что по многочисленным просьбам трудящихся, как говорили в СССР.
И вновь без Максима Аверина не обходится ни одна народная рецензия на телефильм.
Вот какого мнения была об актёре Иришка Михалёва в 2020г.
Аверина много не бывает! Это, конечно, ирония, но не злая. Да, он везде и всюду. И на НТВ Новым годом заправляет, и "Три аккорда ведёт", и в 100 сериях "Глухаря" снялся. Кому-то его прикольная манера приелась. Но, господа, не будем забывать, что актёр комедийный, играющий в театре Сатиры.
Сериал "Склифосовский" получился очень приличный. Злые языки, конечно, скажут, что рассчитан на "пипла". ( Для народа - примечание автора "В поисках радости" ). Но я и есть тот самый пипл. И кино мне понравилось. Ведь главная мысль - спасение человеческой жизни!"
С Иришкой Михалёвой категорически не согласен зритель Trash Talking, чей псевдоним можно перевести, как "вульгарный разговор".
Он посмотрел сериал в 2021г., после чего обратился к героям с таким призывом:
"Людей лечите, а семейные разборки я и в жизни могу увидеть".
Категорически не согласен он и с трактовкой образа главного героя.
" Вот уж кого надо убрать из сериала, так это Олега Брагина. Мало того, что занимает большую часть экранного времени, так ещё и полностью бесполезен!"
Вот здесь "Trash Talking" явно не справедлив к главному герою-любовнику и по совместительству талантливому хирургу. Может, это банальная зависть? Иначе как объяснить вышеприведённый эмоциональный выплеск? К тому же чуть ниже он сменяется рассуждениями, в корне опровергающими прежний посыл.
Судите сами:
"Из Брагина в сериале сделали какого-то супергероя. И пропавших в лесу он ищет, и свою методику лечения опухоли разрабатывает, и на экстренных вызовах бабушек спасает, и лавину снежную в горах разгребает... И даже террористов на путь истинный наставляет! Он делает всё, но только не лечит людей..."
Ну тут с рецензентом нельзя согласиться. Он не только отводит руку ангела смерти, говоря ему типа -"Небеса подождут!", но и помогает новой жизни.
Пройдясь по утрированности персонажа, из-за которой он не верит в его художественную достоверность, рецензент доходит до актёрской дикции:
"Порой не понимаешь, что он там бубнит себе под нос..."
А вот зрительницу с ником Elenka лечебные эпизоды как раз устраивают. Здесь и необычные случаи, и споры о выборе стратегии лечения и даже опасения насчёт ухудшающихся показателей статистики. Но стоит героям покинуть больничные стены, как Elenka тут же замечает ляпсусы и несостыковки:
" В одной из первых серий 8-го сезона практически все врачи отделения отправляются в горы. Что должно произойти, догадаться несложно. Лавина... Врачи -герои и т.д. Но! Одна из героинь отправляется в поездку на 9-ом месяце беременности. Какая женщина способна на такое, когда у неё уже были ложные схватки?
Дальше -больше. В следующих сериях появляются спасатели непонятного подчинения. Их деятельность, как и параллельная работа пожарных и прочих служб, показана крайне неубедительно".
Вот такие у нас вдумчивые зрители сериалов. Будущим сценаристам следует учитывать и то, что россияне смотрят и заграничные сериалы на медицинскую тематику. И тоже анализируют. Из чего могут появиться даже обвинения если не в заимствовании, то в подражании.
Так Ольга Куница 12 февраля 2017 г. опубликовала такой разгромный текст.
"При просмотре "Склифосовского" не даёт покоя вопрос: не будет ли автор американского сериала "Анатомия страсти" Шонда Раймс удивлена, возмущена, когда узнает,как воспользовались её идеей?"
Действительно, основания для таких умозаключений есть. Ведь "Анатомия страсти" ( в оригинале "Анатомия Грейс") вышла за 7 лет до появления нашего "Склифосовского". Дело происходит в городской больнице Сиэтла, где молодые врачи заводят как истории болезни своих пациентов, так и любовные романы. И нередко отношения с противоположным полом интересуют их не меньше, чем новые методики лечения. Но есть одно отличие: в центре повествования - молодая врач-хирург по имени Мередит Грей. Она дочь прославленного врача Эллис Грей, авторству которой принадлежит учебник "Анатомия Грейс". Так что перевод названия фильма не совсем точен.
Но вернёмся к "гласу народа".
Вот что пишет Ольга Куница далее:
"Справедливости ради, надо сказать, что сначала мной был просмотрен "Склифосовский", который вполне себе оправдал ожидания среднестатистического зрителя. Местами сериал даже понравился. А позже после знакомства с "Анатомией страсти" пришло понимание: всё, решительно всё списано с этого сериала. И все случаи с больными..."
Но здесь с Ольгой я не соглашусь. Один случай всё-таки уникален. В сериале Шонды Раймс присутствует "беременный мужчина". Да, это пациент, у которого все анализы свидетельствуют о беременности.
Далее Ольга утверждает, что, хотя русские характеры тоже списаны с американских, но Брагин эксклюзивен.
" Такого скабрезного, неопрятного и местами отталкивающего персонажа в оригинале просто нет!" - возмущается автор.
И Ольгу можно понять, ведь мужчины в американском сериале -сплошь свежевыбритые и благоухающие дорогим парфюмом красавчики.
Не меньше меня интересовало мнение зрителей, имеющих отношение к медицине.
Вот что написала Анна Риккерт 11 июня 2018г.
"Посмотрела первую серию. Затем вторую, третью. Неожиданно для себя увлеклась всерьёз. Главным образом из-за Максима Аверина. Думаю,он сильно похож на своего героя. И ему не нужно играть, достаточно просто быть собой. Вообще актёрская игра здесь на уровне у всех. Но Аверин - вне конкуренции.
Но возникают другие вопросы. Как можно допустить такое количество ляпов на квадратный сантиметр? Чего стоит повторяющаяся почти в каждой серии асистолия ( прекращение деятельности сердца с исчезновением биоэлектрической активности - примечание автора "В поисках радости"). На операционном столе её пытаются устранить с помощью дефибриллятора ( прибор для электро -импульсивной терапии грубых нарушений сердечного ритма - примечание автора " В поисках радости"), а в случае асистолии показано искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. А уже потом, когда начнутся хоть какие-то сокращения, то можно использовать дефибриллятор.
Молчу уж про героя Аверина, который мало того, что оперирует частенько без маски, так ещё ходит туда-сюда во время операции. Это в стерильной зоне-то!
Вроде мелочи, но людям с медицинским образованием просто смешно от такой безграмотности".
Смешно бывает не только медикам, но и следователям, которые смотрят детективные сериалы. К сожалению, наши кинематографисты здорово экономят на консультантах. В советское время без них не обходился ни один фильм на профессиональную тему. К достоверности кино, пусть и художественной, тогда было принято относиться со всей серьёзностью. Фильм мог просто быть положен на полку. Или присуждена самая низкая категория, из-за чего ограничивался прокат.
Однако все эти огрехи народный рецензент с медицинским образованием в итоге великодушно прощает:
" И несмотря на это фильм отличный. Лично мне хочется жить и работать после его просмотра".
А что может быть выше этой оценки?
Ещё одно мнение специалиста, опубликовавшего свой текст 2 февраля 2018г., но, к сожалению, не назвавшего своё имя.
"Работаю в операционной, а потому внесу свои "пять копеек".
Довольно уже показывать, как ПЕРЕД операцией хирурги, помыв руки, вытирают их бумажным полотенцем! Они делают это ПОСЛЕ!
А мытьё и обработка рук -это целый ритуал, который можно было бы совершить и перед камерой..."
А вот зритель по имени Игорь делится наболевшим.
Текст опубликован в 2018 г.
" Я сам врач, работаю в экстренной медицине, так сказать, на передовой. Часто сталкивался с агрессией людей, которые уже с порога начинали угрожать. А тут ещё в сериале хамство медиков показывают. Если так и дальше пойдёт, народ врачам и вовсе перестанет доверять. Одно радует, что сейчас за нападения на медперсонал наказание ужесточили.
Надо показывать положительные примеры, чтобы люди нам доверяли".
Коллега Игоря Нина в том же 2018г. оставляет такой комментарий:
"Конечно, хотелось бы, чтобы всё человеческое ( гуманизм, сострадание, сочувствие) и другие качества медиков стали реальностью. Думаю, что это проходит по фильму красной нитью. Спасибо за него создателям!"
На этой оптимистической ноте и закончу обзор откликов на "Склифосовского".
К слову, читать мнения зрителей было не менее интересно, чем смотреть кино. У нас выросло умное, хорошо излагающее свои мысли поколение зрителей. И это не может не радовать.