Коммуникации и работа — то, из чего складывается деятельность редактора. Он связывает партнёров, сотрудников и клиентов. Какими скиллами должен обладать хороший редактор? Какие задачи он выполняет? Есть ли у него разные варианты или развитие строго вертикальное?
Задачи редактора
Планирует задачи
Главная задача, которую выполняет редактор — это планирует задачи. Себе, авторам, другим редакторам, дизайнерам или девушке, которая носит ему кофе. Задачи самые разные: подобрать фоточки для статьи, задизайнить карточки в инсту. Ну и заварить «три в одном» в 9:11, куда без этого.
Распределяет материал по авторам
Часто в редакции работают и копирайтеры, и контент-менеджеры, и ещё много кто. Редактор распределяет им полученные или придуманные темы. Это может быть ресёрч, написание статьи или рерайт сложной темы.
Проверяет тексты и даёт рекомендации
После выполнения, все работы стекаются обратно к редактору. В виде гугл-доков, вордовских документов и бумаги. Его задача — проверить текст и выявить ошибки. Он ищет неуместные штампы, повторы, лишние предложения. После проверки даёт рекомендации.
Не исправляет сам, а дает исправить автору.
Контролирует процесс работы
В медиа всегда нужна дисциплина. Контент должен быть вовремя и регулярно. Редактор следит, чтобы работа была качественной и в срок. Для этого он постоянно коммуницирует с коллегами и заказчиками.
Вносит правки
В готовом тексте редактор исправляет мелкие огрехи. Доводит его до совершенства. Он делит материал на смысловые блоки, верстает и сокращает. Также редакторы часто проверяют тексты на подлинность (цитаты, даты, имена и названия).
Работает со статистикой и отзывами
По Максиму Ильяхову: «Редактор помогает предприятию повышать прибыль, общаясь с нужными людьми: клиентами, партнерами или сотрудниками».
Работа с отзывами клиентов, статистикой социальных сетей — основная задача редактора. Именно он отвечает за успешность агентства или компании.
Привлекает интерес клиента = делать интересно
Написать статью может любой копирайтер на hh.ru. Но сделать читаемой ее может только редактор. Он знает боли и потребности целевой аудитории. Значит, может пересобрать ее для потенциального клиента.
Редактор своими изменениями делает материал полезным для читателя.
Скиллы редактора
Общаться — как с клиентом, так и с коллегами
Важный навык редактора — умение общаться. Не быть токсичным, отвечать грамотно и по делу, быть в теме и подстраиваться, выстраивать полезные отношения. Все это нужно знать.
Писать и редактировать
Обычно редакторы начинают свой путь именно как райтеры. Они много практикуются, растут по карьерной лестнице. Компании и крупные агентства не берут на большие должности новичков. С большей вероятностью они поставят редактором своего опытного автора, которому доверяют.
Решать бизнес-задачи
Редактора назначают как эксперта. Он понимает, какие действия станут успешными. Вместе с командой они двигают проект. Редактор организовывает процессы и управляет людьми для решения определённых задач.
Строить контент-стратегию
Без контент-стратегии не обойтись. От неё зависят многие показатели всей работы: привлечение аудитории, продажи, узнаваемость бренда. Грамотный план позволит добиться лучших результатов.
Понимать повествование
Редактор понимает, как ярче выражать мысли бренда. Он знает свою ЦА: что ей больше нравится, и что конкретно нужно. Как лучше сверстать текст, куда нужно поставить иллюстрацию, какой заголовок и шрифт подойдёт.
Понимать читателя
Если выпустить статью, которая интересна только вам, ее прочитает мало людей. Лучше, когда материал затрагивает интересы аудитории. Писать нужно так, чтобы она чувствовала заботу и свою значимость.
Знать авторское право
С развитием NFT это стало ещё актуальнее. Сейчас важно знать, какую картинку можно законно взять для социальной сети, можно ли использовать цитату или статистику в своих целях. Возможно, нужно уточнить у автора, при каких условиях его материал можно публиковать.
Пути развития редактора
Тексты для личного блога
На начальном уровне у авторов и редакторов нет опыта. Они проявляют себя в социальных сетях, на Яндекс.Дзене и в телеграм-каналах. За счёт этого увеличивают аудиторию, привлекают клиентов и партнеров. При выходе на работу они продолжают блог и делятся опытом. Или замораживают его из-за нагрузки.
Редактор социальных сетей
Редактор должен понимать алгоритмы работы в каждой социальной сети. Заранее провести анализ проектов, составить план увеличения аудитории, прописать ходы взаимодействия с ней. Важно уметь подбирать иллюстрации, которые вызовут больший резонанс, комбинировать текстовые и видеоматериалы.
SEO
Этим тоже занимается редактор сайтов. Главная задача его команды — продвижение проекта в топ поисковых систем Яндекс и Google. Он курирует пул авторов, размещает материалы и подстраивает тексты под запросы потенциальных клиентов.
Медиакомпании
Компании дают редакторам большой гонорар. Но с большой силой приходит и большая ответственность.
Такой редактор понимает ЦА, СМИ, охваты, показы, продажи. Рулит социальными сетями, выступает на вебинарах и делится опытом с коллегами.
Тексты для коммерческих сайтов
Это может быть интернет-магазин, или личный сайт для продажи мерча. Редактор коммерческих сайтов в первую очередь отвечает за продажи. Он описывает продукт так, чтобы клиент захотел его приобрести / он показывает свойства продукта с точки зрения потребителя — то, что ему важно и нужно
Тексты для агентств и профессиональные блоги
Вот где крутятся деньги. И кипит работа. В голове у этого редактора стратегии, контент-планы и множество вариантов развития блога.
Автор придумает конкурс — редактор воплотит его идею. Агентство хочет повысить обратную связь — редактор использует 1000 и 1 инструмент, чтобы сделать это.
Главред
Стоит понимать, что главред — это не всегда высшая точка. Все зависит от того, что вы лучше делаете. Можно быть прекрасным редактором, и прекрасным райтером, переживая о пользе для клиента.
Главред — это про коммуникации. Он связывает сотрудников, клиентов и партнёров. Его задача — помочь им всем. Поэтому он знает все и даже больше. Потому что ему это необходимо.