Если на любую просьбу вы слышите от ребенка слово «нет», а во время общения с ним видите недовольное выражение лица, вывод один: отношения «сломались». А может, взаимопонимания и не было? Ведь многие родители наивно полагают, что авторитет – это неукоснительное, безоговорочное выполнение требований. Но такое означает авторитарность.
Авторитет же выглядит иначе. Это тепло при общении, желание поделиться чем-то, возможность высказать свое мнение без опаски. Но когда ребенок покорно делает то, что говорят родители, но при этом далек эмоционально – это не авторитет… И однажды начнется либо противостояние и протест, либо «послушание», при котором нет ни капли уважения.
Для того чтобы достичь взаимопонимания с детьми, важно правильно выстраивать отношения с самого раннего возраста. Или же – начать исправлять их! Как это делать, делятся преподаватели онлайн-школы программирования Hello world.
Холим, любим, лелеем
Нередко родители воспринимают проявления любви как награду за достижения: хорошую учебу, успехи в спорте, помощь по дому. Но каждому ребенку необходимо, чтобы его любили просто так, без всяких условий – за то, что он есть. И не молча, а постоянно демонстрировали это чувство: обнимали, целовали, говорили о том, какой он замечательный,и как здорово проводить с ним время.
Важно, чтобы общение вызывало приятные эмоции и теплоту в душе, а не сводилось только к нравоучениям и упрекам.
Говорим чаще «да» чем «нет»
И это не о вседозволенности, как может показаться. Каждому родителю нужно установить определенные правила или рамки, которые должны соблюдаться всегда. Но все, что за пределами – может обсуждаться. И желательно, чтобы восемь из десяти просьб ребенка, если это в пределах родительских возможностей, имели положительный ответ.
Такой подход устраняет желание сопротивляться и идти наперекор тому, что вы говорите или о чем просите.
Убираем претензии
Почему-то взрослые привыкли думать, что они умнее детей. Стремятся всячески проконтролировать и подстелить соломку своему «несмышленышу».
Но если в 3 года это допустимо, хотя и не всегда, в 13 – вредно и даже опасно. Мало того что ребенок вырастет неприспособленным к трудностям, так еще и будет лишен возможности научиться принимать решения и нести за них ответственность.
Что делать? Прежде всего – дать свободу выбора. Для каждого возраста есть круг вопросов, которые ребенок в состоянии решить сам: в 4 – какую куртку надеть на прогулку, в 10 – какую секцию выбрать, в 17 – в какой вуз поступить.
Главное: не предъявлять претензии, не отчитывать и не произносить пресловутое «А я же тебе говорила!». Важно понять, что даже негативный опыт тоже опыт, который ребенку необходим для его становления как личности.
А вы находите общий язык с ребенком? Напишите в комментариях, если узнали для себя что-то новое и попробуете это применить!