Найти тему
Soldoutmafia

#разборпромо: «Sour» Оливии Родриго

Оглавление

Как 18-летней девочке удалось покорить все стриминги и мировые чарты всего за полгода? Изучаем промо самого громогласного альбома прошлого года — «Sour» певицы Оливии Родриго 💟

Всем поп-фэнам читать обязательно!

Важно отметить, что до начала самостоятельной музыкальной карьеры у Оливии был значительный медийный пуш в виде работы на канале Disney. Крупный лейбл Geffen Records подметил артистку в сериале «Школьный мюзикл: Мюзикл», в особенности — её сольный номер «All I Want», песню к которому Оливия написала сама. Уже в этом треке можно услышать характерные черты сонграйтерского стиля Родриго: тексты о взрослении и неразделённой любви, живописные образы и детали, немного меланхоличный, но одновременно энергичный эмоциональный вокал и гитарная основа аранжировок.

Сэм Рибак, сопредседатель направления A&R в Geffen Records, в интервью журналу Variety рассказал, что его в первую очередь зацепил талант Родриго: он отметил её стиль «сторителлинга и экономичный подход в выборе слов», позволяющие слушателям «увидеть такую живую картинку того, что она пытается изобразить в каждой из своих песен».

«Меня по-настоящему поразило, как ей удавалось передать всё так, что можно было не просто услышать, но и отчётливо представить себе то, что она пыталась “нарисовать”».

Учитывая, что Оливия называет себя «фанатом Тэйлор Свифт номер один», это неудивительно. И также, вослед своей иконе, которая много лет вела борьбу за свои песни, Родриго выбрала из всех предложений от лейблов именно Geffen, так как получила там особое внимание к своему сонграйтингу, а не задачу стать «самой большой поп-звездой из когда-либо живших на Земле». И авторские права на все мастеринги Оливия также оставила за собой, отдав лейблу только смежные для осуществления дистрибьюции.

Ход кампании

Но анонс сделки, состоявшейся ещё в 2020-м году, не публиковали раньше января 2021-го — всего за пару дней до релиза песни «Driver’s License». «Driver’s License» попала на первое место в чартах Spotify, Apple Music и Amazon Music, побила рекорд Spotify по прослушиваниям в первые сутки релиза (за исключением праздничных релизов) и возглавила чарт Billboard Hot 100, оставшись на первой позиции на 8 недель. Отметим, что несколько месяцев до выхода песни Оливия публиковала многочисленные тизеры на своих страницах и значительную роль в буме трека сыграл TikTok: там певица впервые опубликовала демо «Driver’s License» в декабре 2020-го, и, когда трек «залетел», было принято выпустить полноценную песню (вот почему не стоит пренебрегать форматами коротких видео!).

Масштаб успеха, похоже, застал компанию врасплох. Geffen очень долго соображали, и хотя к песне вышел клип (всего за пару часов до выхода трека на стриминговых площадках), видео о съёмках этого клипа, лирик видео и состоялось выступление в вечернем шоу, анонс же следующего сингла — «Déjà vu» — случился только через 78 дней, а сам релиз — через 84 дня, то есть спустя почти 3 месяца. Выход третьего сингла «Good 4 U» был, кажется, совсем в спешке, назначен на 10 мая — за неделю до выхода самого альбома «Sour» (тизерить название альбома и треклист начали ещё в апреле).

Релизная часть кампании «Sour»
Релизная часть кампании «Sour»

Такая неторопливость в датах и выбор очень простого мерча для «Driver's License» в виде скромных худи и футболок говорили о том, что Geffen не ожидали столь стремительного роста популярности Оливии. По ходу дела кампанию дополнили парой походов на ТВ и несколькими журнальными обложками, и в сумме мы получили классическую, максимально безопасную и не затратную трёхсингловую кампанию.

Тем не менее, всего за месяц (апрель-май) число подписчиков Оливии в Instagram увеличилось почти на четверть, в Facebook — на три четверти, в YouTube и Spotify почти удвоилось. Что же помогло этой традиционной схеме так круто сработать? Сама Оливия.

Команда, стоявшая за релизом «Sour», в том же интервью Variety подтверждает, что мозгом кампании была певица: она утверждала каждое видео, каждую фотосъёмку, каждый элемент полиграфии, дизайн мерча и всё-всё-всё, вплоть до цветовой схемы всего проекта. Это позволило создать ощущение аутентичности и целостности всех релизов. И в силу возраста (на момент подготовки «Sour» Оливии было 17/18 лет) певица в курсе всех трендов своего поколения и буквально говорит на одном языке со своими слушателями.

Как можно описать эстетику «Sour»?

Подростковая мечта. Оливия максимально капитализировала свой диснеевский образ школьницы, смешав его с сумасшедшим спросом на 90-00-е: в одном только клипе «Good 4 U» можно найти отсылки к фильмам «Кинопроба» (1999), «Дневники принцессы» (2001) и «Тело Дженнифер» (2009), в котором играет одна из главных героинь актуальной светской хроники Меган Фокс. Оформление альбома и лирик видео также развивает школьную тему: надорванные тетрадки, коллажи, наклейки, блёстки и рукописные тексты.

Визуал органично продолжает звучание самой пластинки: пробивные поп-мелодии здесь дополнены дерзкими панк- и рок-рифами, мастеринг выполнен в духе домашней студии, многократно использовано «кассетное» звучание как на вокале, так и на инструментах, что дополняет ощущение школьных самоделок (школьных самоделок за миллионы долларов, конечно). Голос Оливии становится связующим звеном этой жанровой карусели, звуча одинаково чувственно, надрывно и искренне в каждой из 11 пауэр-баллад.

В качестве оффлайн-промо Оливия подготовила особые посылки для нескольких своих звёздных друзей и кумиров: брендированные кислые мармеладки (название «Sour» переводится как «кислый»), бумажные салфетки («для прослушивания грустных песен»), наклейки на бампер со строчками из «Driver’s License», сахарные сердечки «Déjà vu», футболки, худи, тетрадка, значок и серёжки. А также персональная рукописная открытка каждому получателю. Знаменитости поделились своими подарками в соцсетях, дав Оливии дополнительное промо на очень разные аудитории (от Ким Кардашьян до Гвен Стефани).

Как истинная фанатка Тэйлор Свифт, Родриго активно пользовалась системой «пасхалок» — скрытых посланий, которые могли расшифровать только самые преданные и внимательные фанаты. Дата выхода «Good 4 U» была спрятана на одной из фотографий в Instagram, в клипе на эту песню появился тот же фургончик с мороженым, что и в клипе «Déjà vu», а в видео на песню «Driver’s License» можно разглядеть серёжки со словом «Sour».

Серёжка «Sour» в клипе «Driver's License»
Серёжка «Sour» в клипе «Driver's License»

В мае, уже перед самым выходом альбома, Оливия выступила в проекте VEVO Lift, где в характерном для себя мечтательном кинематографичном сеттинге исполнила «Déjà vu». Но нам кажется более интересным промо-ходом её появление на YouTube-канале журнала Rolling Stone, где она вместе со своим продюсером Дэном Нигро рассказывает о процессе написания песни «Déjà vu». Этот формат помог дополнительно подчеркнуть образ Родриго как автора-исполнителя.

И небольшая, но яркая пост-кампания. Сама Оливия выпустилась из школы весной 2021-го. Но из-за пандемии певица, как и сотни тысяч американских подростков, осталась без выпускного бала, поэтому решила устроить свой «Sour Prom». Несмотря на то, что шоу проходило онлайн, Оливия смогла привести на оффлайн-премьеру нескольких самых активных слушательниц. В качестве приглашений они получили традиционные мини-букеты, которые в Америке принято дарить девушкам перед выпускным балом. А одну из фанаток Оливия навестила лично.

Такие приглашения получили девушки на «выпускной» Оливии
Такие приглашения получили девушки на «выпускной» Оливии

Кстати, промо-фото к концерту стало оммажем хоррор-классике «Кэрри» 1976 года, обложке альбома группы Hole «Live Throgh This» 1994 года, (на котором есть песня «Jennifer’s Body») и киносаге «Сумерки». Сам фильм «Sour Prom» одновременно романтизирует и демистифицирует типичные ассоциации, связанные с выпускным балом. Это делается непосредственно через визуал и через его столкновение с текстами песен.

-5

А сейчас Disney, с которого всё начиналось, готовит к выпуску фильм о создании альбома «Sour». Вот так жизнь!

Итого: альбом дебютировал с первой строчки чарта Billboard и национальных чартов Великобритании, Канады, Австралии и ещё нескольких стран, клипы и лирик-видео получили сотни миллионов просмотров в YouTube, Оливия имеет 2.2 миллиона подписчиков в Instagram и выступления на топовых премиях и шоу. После выхода альбома были также экранизированы песни «Brutal» и «Traitor», которые начали промоутировать в качестве синглов после их успехов в нескольких национальных чартах в августе и сентябре.

Что мы можем извлечь из этой кампании?

  1. Аутентичность — ключ к сердцу зумеров. Новое поколение, выросшее в переизбытке рекламы, стремится ко всему реальному и бескорыстному. Образ девушки-подростка с разбитым сердцем, но несломленной волей, своей целостностью и неприкрытой эмоциональностью откликается очень многим. Этот образ транслируется через все медиаканалы Оливии, что делает его особенно достоверным.
  2. Заигрывания с поп-культурой работают, когда артист пропускает их через себя и даёт им собственную интерпретацию.
  3. Дайте слушателям пищу для ума. Оливия создала целую вселенную вокруг своего альбома, каждый новый элемент которой был связан с предыдущим, что заставило фанатов пристальнее изучать материал (и больше слушать треки) и повысило их вовлечённость в «бренд» Родриго.
  4. Подбирайте кампанию соответственно материалу. Песни Оливии яркие и увлекательные в аранжировках и текстах, и экстраординарные ходы могли бы затмить искренность её материала. Усилить его эффект получилось правильно выбранной эстетикой. Да, это было оплачено мэйджор-лейблом, но если артист так же щепетильно проработает своё позиционирование (не сконструирует себе какую-то роль, а именно сформулирует себя самого), даже при самостоятельном издании альбома и рукодельном промо большое количество СМИ с руками оторвёт такие анонсы.
  5. Работайте оффлайн. Особенно после пандемии публика очень бурно реагирует на всё, что материализуется из интернета в реальном мире. Придумывайте тематические активности, отправляйте подарки фанатам и другим артистам, пригласите журналистов и блогеров на концерт в необычном месте.

Что можно было бы добавить?

  1. Больше мерча. Сразу после выхода «Driver's License» можно было бы запустить в продажу те же стикеры на автомобиль, чехлы для водительских удостоверений и или серёжки, как у Оливии в клипе. На волне популярности трека такие недорогие сувениры станут отличным источником дополнительного заработка.
  2. Розыгрыш. Памятные предметы из клипов можно было бы разыграть среди подписчиков Оливии, попросив их сделать репост тизера клипа. Так получилось бы сделать ещё большее промо и ещё повысить вовлечённость слушателей, сыграв на азарте и стремлении выиграть эксклюзивный предмет от певицы.
  3. Больше синглов. Geffen могли спокойно запустить ещё как минимум 1 сингл, что позволило бы ещё увеличить медийность артистки и получить новые приглашения на шоу, внимание журналов и получить дополнительные цифровые продажи.
  4. Больше отсылок к MTV прошлого. Оливия могла бы вести короткие блоги о своей подростковой жизни или фэшн-обзоры, снятые в спальне в духе фильмов «Дрянные девчонки» или сериала «Дарья». Это ещё больше сблизило бы Оливию с аудиторией и расширило бы вселенную «Sour».

Если обзор был полезным и интересным — поделитесь им с другим поп-фанатом и расскажите в комментариях, о ком из артистов вы хотели бы почитать в следующем Разборе промо.