По данным Росстата, инфляция в России с 5 по 11 марта составила 2,09%, а с 26 февраля по 4 марта — 2,22%. Такой рост — абсолютный максимум с 1998 года. С 1 по 11 марта цены выросли на 3,38%, а с начала года — на 5,62%. Почему так происходит и на какие продукты продолжится рост — рассказали в статье 👇🏻
Почему растут цены
Причин для этого может быть много. Вот одни из самых очевидных:
🔺 Изменение курса. Многие продукты или их составляющие закупаются за рубежом. Из-за того, что курс рубля упал по отношению к мировым валютам, выросла стоимость как самих товаров, так и их элементов, а также удобрений и биодобавок в корма для скота и многое другое. Как следствие, дорожает и конечный продукт.
🔺 Расходы на транспортировку. Из-за санкций с рынка ушли многие логистические компании, изменились цепочки поставок и маршруты, а значит, доставлять часть продукции стало дорого или совсем невозможно.
🔺 Дефицит. Многие люди поддались панике и начали массово скупать некоторые товары, создавая их дефицит. Единственный способ это замедлить — поднять цены на определенные категории.
Что происходит с ценами сейчас
Непродовольственные товары подорожали сильнее всего. Цены на них выросли на 4,5% в среднем на начало марта. Самый значительный рост на иномарки — 17,1%, телевизоры — 15%, пылесосы — 14,6%.
Растут цены и в сфере услуг. Ярче всего это видно в туристическом секторе — поездки в Турцию стали дороже на 28,7% 🌴
Цены на продукты выросли на 0,8%. Но некоторые категории подорожали сильнее. Так помидоры стали стоить на 7,7% больше, а бананы — на 7,2%.
Что будет дорожать в ближайшее время
В первую очередь вырастут цены на то, что производят за рубежом или из импортных ингредиентов. Некоторые компании уже называют конкретные цифры:
🥤 Coca-Cola объявила о подорожании газированных напитков на 15%, соков — на 19%, а кофе — на 30%.
🪒 P&G, который производит товары гигиены и бытовой химии под брендами Pampers, Ariel, Tide, Lenor, «Миф», Fairy, Mr. Proper, Discreet, Gillette, повышает цены для розницы в среднем на 40%. Можно ожидать, что подгузники Pampers станут дороже на 47%%, жидкость для мытья посуды Fairy — на 26%, стиральные порошки Tide и Ariel — на 30%, на 63% — средства по уходу за волосами Head & Shoulders и Pantene, на 67% — товары для красоты и здоровья, на 65% — бритвы и пены для бритья Gillette.
🧺 ГК Unilever тоже планирует повысить цены. На 10-45% подорожает пищевая и косметическая продукция, бытовая химия и мороженое. Конкретные продукты пока не называются, но в России Unilever производит Dove, Rexona, Camay, Lipton и Calve.
💄 Российский производитель косметики Natura Siberica пока обещает повышение цен на 10%.
☕️ Станут дороже продукты Nestle, которые включают в себя Nescafe, Gerber, Nesquik. Кофе и кофейные напитки Nescafe подорожают до 40%, детское питание Gerber, Nan Optipro, Nestogen — до 20-30%, какао и напитки Nesquik станут дороже на 20-25%, готовые завтраки Cini Minis, Fitness, Kosmostars — на 20-30%, а шоколадная продукция — на 25%.
🏠 Увеличатся цены и на стройматериалы, которые и так подорожали в прошлом году. Как следствие, дороже обойдутся ремонт и жилье в новостройках, но некоторые девелоперы обещали заморозить цены до апреля.
📞 Цены на сотовую связь могут вырасти на 10% к концу года.
Рост цен неизбежен, но минимизировать потери можно, если положить деньги на вклад. Сейчас на Финуслугах можно оформить онлайн-вклад в разных банках по ставке до 22,5% на короткий срок. Доход по депозиту сможет частично покрыть рост цен.
Оператор финансовой платформы — ПАО Московская Биржа