Найти в Дзене
Design and Art

Античный мир. От функциональности к индивидуальности. История моды или с чего всё началось.

Оглавление

Нет, речь не пойдёт о знаменитых домах моды XX века . Речь пойдёт об истоках создания одежды для нужды, а не для выражения своей индивидуальности или желания показать свой достаток.

Хочу вам рассказать о доисторической эпохе, о тех временах когда всё только начиналось.

Сведений и сохранённых материалов тех времён очень мало. Мало чего из предметов тканевого материала удалось найти археологам при раскопках, но всё же есть то, что можно взять за основу для примерного понимания истории возникновения одежды.

Люди проделывали отверстия в шкурах и скрепляли их между собой с помощью шнура или нити. Самой древней костяной игле более 30 000 лет.

Сардинский вождь. Статуэтка из бронзы VII в. до н.э.
Сардинский вождь. Статуэтка из бронзы VII в. до н.э.

Остров Сардиния изобразила вождя племени. На нём надет плащ из плотной шерстяной ткани и короткая туника.. С груди свисает кинжал с рамочной рукоятью на кожаном или матерчатом ремне. На плечо он закинул листообразный меч. В руках держит посох. На голове у него шлем.

Первым материал из которого изготавливали шлемы - кожа. Далее в обиход пошёл металл - бронза и железо. Они имели разную форму. От самых простых - конических и полусферических, до более сложных с дополнительной защитой для щёк, шеи и носа. Шлемы служили не только для защиты в бою, но и для информативной функции. Их украшали рисунками животных или крестами. Металлические кельтские кресты могли достигать большой высоты. Также их украшали перьями.

Сакский (скифский) всадник из Пазырыка в Центральной Азии, V-IV вв. до н.э.
Сакский (скифский) всадник из Пазырыка в Центральной Азии, V-IV вв. до н.э.

Это изображение Скивского всадника на ковре. Его изготовили из крашеного войлока. Несмотря на стилизованную фигуру, можно отчётливо рассмотреть седло, облегающее платье-тунику, штаны, узорчатый плащ, усы и причёску.

Первобытные художники использовали природные пигменты - красный железняк, охру и древесный уголь - для создания рисунков.

Период 7500 - 5700 до н.э. использовались цветные ткани в Чатал-Хююк, в Южной Анатолии (Турция). Об этом свидетельствуют обнаруженные там следы красителя, возможно, охры.

Танцовщица Деметры. Золото, IV в. до н.э.
Танцовщица Деметры. Золото, IV в. до н.э.

Девушка, одетая в платье-тунику с поясом, изображает ритуальный танец в честь богини Деметры. Эта фигурка выполнена скифами из золота в IV в до н.э.

На девушке головной убор и пояс, подчёркивающий высокую линию талии. Короткое платье-туника и более длинное нижнее платье. Внизу фигурки и на нижней части платья отверстия, предположительно для крепления изделия к ткани.

Шумерское платье. Бог луны Нанна. Фрагмент стелы Ур-Намму, около 2060г. до н.э.
Шумерское платье. Бог луны Нанна. Фрагмент стелы Ур-Намму, около 2060г. до н.э.

Козлиную или овечью шкуру с длинной шерстью, с вывернутым мехом наружу называли - "каунакес". Именно её мы видим на изображении. На её смену пришла материя с похожим эффектом.

Около 10 000 до н.э. Шерстяная шерсть появилась только после одомашнивания овец, которых разводили ради добычи шерсти.

Лунула эпохи раннего бронзового века.
Лунула эпохи раннего бронзового века.

Это ожерелье лунулы было найдено в Ирландии, в захоронении. Чеканное золото, около 2000 г. до н.э. Геометрические узоры на нём нанесены острым стилосом.

До нас дошли украшения из ракушек, кости и камня. С умением обработки металла, украшения стали изготавливать в более сложных формах и с более изящным видом. Золото было самым ценным металлом. Украшения из золота часто помещали в могилу вместе с украшениями умершего.

#история моды #мода #стиль #одежа #история #история древнего мира #история искусства