Такси - транспорт, который всегда пользовался большим спросом, особенно в крупных городах. На этом фоне в СССР пытались создать специальный автомобиль-такси. В середине 1960 годов была предпринята первая и последняя попытка в истории отечественного автопрома развить идею такого автомобиля. Это было необычное такси, разработанное научно-исследовательским институтом, не подчинявшимся Министерству автомобильной промышленности СССР.
Ю.А.Долматовский - инженер-конструктор, который работал на ЗИС до Великой Отечественной Войны. После этого он перешел в НАМИ и проявил себя как человек разносторонний - хорошо рисовал и отличался литературным талантом. Именно на его рисунках будто оживали автомобили из будущего, которые по форме больше напоминали вытянутую каплю. За такими эскизами скрывалась целая концепция создания транспорта вагонной компоновки. Всю полезную площадь техники планировалось отвести под просторный салон для пассажиров.
В 1962 году Долматовский перешел работать в ВНИИТЭ - Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. Именно здесь поднимали вопросы, которые прежде не обращали на себя внимание. Долматовский возглавлял 7 отдел, который отвечал за транспорт. Именно этот этап стал шансом для реализации собственных планов.
На новом рабочем месте он почти сразу представил яркий проект автомобиля будущего, который радикально отличался даже от зарубежной техники, но соответствовал стандартам, принятым в СССР. Это был специальный автомобиль-такси. Машина должна была оказаться компактнее “Волги” и занимать меньше места на улицах города. При помощи уменьшения размеров планировалось улучшить маневренность транспорта. В длину кузов достигал 400 – 420 см, а радиус поворота составлял 400 – 500 см.
Кабина водителя должна была отделяться от пассажирского отсека, так как Долматовский расценивал вредным общение таксиста и клиентов. Но водитель и пассажиры получили возможность курить прямо в салоне, открывая окна. Для водителя по проекту были созданы все условия - анатомическое кресло, регулировка педального узла.
В пассажирском салоне должно было вмещаться до 4 человек. Кроме того, были другие требования - ровный пол, удобный доступ к каждому креслу. Багаж в такси размещался в салоне или ногах пассажиров. Предусматривалось даже место для детской коляски или крупногабаритных предметов. Габариты техники диктовали свои правила, поэтому пришлось вносить изменения в размещение основных узлов. Так, кабину водителя вынесли вперед за ось передних колес, а двигатель был размещен поперечно. В моторном отсеке находилась АКБ и запасное колесо. Рулевое колесо было установлено на короткий вал. Во внимание не брали то, что длинный капот в случае столкновения мог спасти жизнь водителю, так как пассивная безопасность в СССР еще не изучалась.
По агрегатам новинку решили полностью унифицировать с исходным транспортом. Из всех отечественных агрегатов подходил двигатель “Москвича”. Мотор М-407 использовали почти без изменений. Подвеска и рулевая трапеция были частично позаимствованы у “Москвич-403”.
Разработка оказалась перспективной - прошла многочисленные испытания и даже вышла на линию в 1 таксомоторном парке Москвы. Водители должны были соблюдать инструкцию по бережному отношению к технике. В ходе эксплуатации возникали различные недочеты, но в целом машина показала себя подготовленной к условиям работы.
Ситуация испортилась, когда руководители Министерства автопрома СССР порекомендовали переделать такси под агрегаты “Волги”. Но слишком тяжелые и габаритные узлы означали полную перекомпоновку техники с изменением размеров кузова. Это полностью разрушало те преимущества, ради которых и строился проект.
Итог. ВНИИТЭ в 1960 годах построили такси будущего, которое имело сразу несколько преимуществ. Несмотря на длительную работу над проектом и запуск на линию, модель так и не прижилась в своем сегменте из-за недовольства Министерства автопрома.
Подписывайтесь на канал и не забывайте ставить лайк! Вам не сложно, а для нас это очень важно. Спасибо!