Найти тему

При реставрации книги обнаружила гравюру 18 века

Оглавление

"Не может быть! Вот это находка!" — с такими словами я первый раз открыла эту книгу и увидела её.

Ко мне на реставрацию поступила книга «Иоанн Златоуст. Беседы на 14 посланий апостола Павла» 1709 года. Книга в цельнокроеном кожаном переплете с глухим корешком, выполнена на высоком художественном уровне.

Книга до реставрации, вид спереди
Книга до реставрации, вид спереди
Книга до реставрации, вид сзади
Книга до реставрации, вид сзади

При осмотре книги была обнаружена гравюра с изображением Иоанна Златоуста, я предположила, что это не просто печать, а настоящая гравюра. Только не понятно, что это за техника исполнения? Чтобы удостовериться, я решила провести исследование и узнать подробнее про эту гравюру.

Исследование гравюры

До реставрации
До реставрации

Для начала я обратила внимание на подпись внизу гравюры. Автор гравюры является Иван Зубов — мастер московской школы гравюры петровского времени. Для Московского печатного двора он постоянно рисует и гравирует иллюстрации духовных книг.

Композиция гравюры построена по-европейски: использование прямой перспективы, включение реалистического пейзажа на заднем фоне. Однако за внешне западной трактовкой композиции кроется древнерусское понимание организации пространства. Несмотря на подчеркнутое удаление вглубь путем постепенного уменьшения предметов и смягчения тона, пейзаж смотрится скорее как декорация. Он развивается не от первого плана вглубь композиции, а скорее снизу вверх. Небо развернуто параллельно плоскости листа и построено скорее по законам декоративной симметрии. Замкнутость фона, ощущение непроницаемости и отсутствия реалистичной воздушной среды идут от древнерусской иконописи. Смысловым и композиционным центром гравюры является фигура святителя Иоанна Златоуста . Образ Иоанна Златоуста, одного из виднейших мыслителей Византии, обращен непосредственно к зрителю. Композиция листа ясная, в ней нет ничего суетного..

Анализируя все детали гравюры, создается впечатление, что Иван Зубов пытается выявить иконную суть образа в гравюре. Хотя сама техника гравирования на металле предполагает переход от светлого к темному путем ступенчатого травления, Иван Зубов будто имитирует иконописное моделирование ликов от темного к светлому. Сильно затемняя лицо в теневых местах, не соблюдая принцип реалистического освещения, художник заставляет образ как бы светиться изнутри.

Следует отметить особенность обозначения авторства на гравюре «Иоанн Златоуст». Внизу гравюры в правом нижнем углу над прямой рамкой с текстом размещена надпись: «Грыдоровал на Москве Иван Зубов 1709».

По этой надписи можно узнать в какой технике сделана эта гравюра.

Как известно, в петербургской Гравировальной палате применялись три основные техники: гравирование резцом («штыховальная работа»), меццо-тинто («тушевальная работа») и широко распространенная в то время в Европе смешанная техника – травление доски кислотой с последующей обработкой её резцом («грыдоровальная работа»). С помощью последней техники было создано большинство книжных гравюр. Для современников разница между, например «грыдорованными» и резцовыми листами была, по-видимому, настолько важна, что это обязательно отмечалось в многочисленных книжных каталогах. Сами граверы, обращая внимание на различные техники исполнения, в подписях к своим работам обязательно указывали: «грыдоровал» или «резал».

Чтобы подтвердить наши догадки насчёт техники печати. Были выполнены микрофотографии на микроскопе WILD M 651 с увеличением в 6 раз. В результате были обнаружены признаки офорта и резцовой гравюры.

  • Офорт — разновидность гравюры на металле. Доску (как правило, медную, стальную или цинковую) покрывают лаком (из смеси смол и гуммиарабика), стойким к действию кислоты. На лак наносят рисунок, который затем процарапывается иглой. Процарапанный рисунок подвергают травлению. Кислота действует на доску только в местах, свободных от лака. После травления лак смывают горячей водой, набивают тампоном краску и производят печатание на станке.

  • Резцовая гравюра — рисунок наносят на поверхность металлической доски (чаще всего медной) острыми резцами-штихелями. Затем поверхность доски тщательно очищают от стружки шабером-гладилкой, валиком прокатывают краску так, чтобы она заполнила бороздки (углубления) рисунка, с гладких поверхностей краску тщательно оттирают и делают оттиск на станке.

Общими признаками, как для офорта так и для резцовой гравюры являются:

1. След на бумаге от края металлической доски в виде глубокой вдавленности вокруг всего изображения. Вдавленность эта может быть на самой границе изображения и как бы служит ему рамкой. Так чаще было в старых гравюрах, и так поступают обычно современные художники.

Старые гравюры часто обрезались по самое изображение, так что кромки от натиска доски не оставалось.

2. Краска на штрихах смотрится как бы выпуклой, так что глубоко травленные или вырезанные линии можно даже почувствовать на ощупь. С оборотной стороны часто в таких случаях видна вдавленная канавка на месте штриха.

Опираясь на все выше приведенные факты и исследования, можно сделать вывод, что гравюра выполнена в смешанной технике. Фигура Иоанна Златоуста, архитектура и текст под гравюрой выполнены в технике резцовой гравюры, а задний фон в технике офорта.

Процесс реставрации гравюры

Гравюра была приклеена на 5 мм к последнему листу второй тетради. По середине листа разрыв сложной формы. В нижней части листа — крупная утрата сложной конфигурации. По углам и краям сгибы, небольшие разрывы, утраты. С обеих сторон произведение сильно загрязнено: въевшаяся в волокна пыль и грязь. По всей площади листа многочисленные затеки.

Гравюра была отделена от тетради. Проведено обеспыливание мягкой кистью. Затем была промыта от желтизны и загрязнений. Подклеены разрывы, укреплены изломы, края и углы. Крупная утрата была восполнена методом ручного долива бумажной массы. Лист просушен в прессе. Проведено тонирование восполненных утрат для лучшего эстетического восприятия изображения.

В результате моего мини-исследования я узнала про автора гравюры, дату создания и технику исполнения, а так же вернула гравюре прежний вид.

Как вам результат работы? Напишите в комментариях

Если вашим книгам нужна помощь, обращайтесь в нашу мастерскую!