14 июля 1980г. на экраны советских кинотеатров вышел фильм "Пираты ХХ века" (режиссер Борис Дуров, автор сценария Станислав Говорухин, в ролях: Петр Вельяминов, Николай Еременко-мл., Талгат Нигматулин, Рейн Арен, Дилором Камбарова, Наталья Хорохорина и др.), в итоге ставший самым кассовым фильмом в истории советского кино. В первый год проката его посмотрело 87,6 млн. зрителей, т.е. каждый третий советский зритель! Успех фильма был феноменальный.
Таких чисто жанровых фильмов, да ещё в формате боевика, с показом приемов каратэ, до этого не было в кинотеатрах. И хотя фильм нещадно ругала критика, цифры говорили сами за себя. Фильм принес огромные деньги в казну.
Поэтому решение сделать продолжение, никого не удивило. И Станислав Говорухин вновь засел за сценарий.
Но с самого начала что-то пошло не так.
История умалчивает почему, но режиссер "Пиратов" Борис Дуров не был привлечен к постановке продолжения, хотя они с Говорухиным были давними товарищами, вместе начинали, вместе делали свой первый полнометражный фильм "Вертикаль" (1967), вместе работали и над "Пиратами ХХ века".
Это был первый удар по продолжению.
Режиссером-постановщиком был назначен Степан Пучинян, режиссер, особо не хватавший "звёзд с небес", снимавший кино среднего уровня, от фильмов про разведчиков "Повесть о чекисте" (1969) и "Схватка" (1972) до мелодрамы "День свадьбы придется уточнить" (1979) и социального детектива "Из жизни начальника уголовного розыска" (1983).
Но видимо здесь сработали рекомендации и давнее знакомство Пучиняна с Борисом Дуровым, с которым они вместе работали над фильмом "Повесть о чекисте" (1969) и Станиславом Говорухиным, ведь они вместе с Дуровым снимали "Вертикаль" (1967), а Пучинян там был вторым режиссером.
Так или иначе, но Пучинян взялся за работу и стал помогать Говорухину в работе над сценарием.
Второй удар по продолжению нанесли сами актеры, исполнители главных ролей, на которых собственно и писался сценарий, Николай Еременко-мл. и Талгат Нигматулин. Им жутко не понравился сценарий, они посчитали его слабым и отказались сниматься.
После долгих переговоров, компромисс с актерами так и не был найден.
И Говорухин стал переделывать сценарий в самостоятельную историю, с другими персонажами. Главными героями он сделал даму, возглавляющую современный пиратский синдикат, и противостоящих ей комиссара полиции Гонконга и советского моряка, а все привязки к "Пиратам ХХ века" были убраны.
Вскоре сценарий под названием "Тайны королевы пиратов" был готов. И его почему-то решено было снимать на национальной киностудии "Казахфильм". Режиссером так и остался Степан Пучинян, хотя формально он был постановщиком Киностудии им. Горького. И в 1985г. съёмки фильма стартовали.
Может быть все эти сложности в самом начале производства фильма, переделки сценария, отказ актеров от съёмок и предопределили неудачный итоговый результат фильма.
Коротко о сюжете: Советский теплоход «Иван Бунин», зафрахтованный зарубежной туристической фирмой, совершает очередной рейс в Тихом океане по маршруту Сидней — Гонконг. В числе пассажиров оказывается глава крупного пиратского синдиката — неуловимая мадам Вонг и её подручные. Одновременно по следу синдиката идет комиссар полиции Гонконга Томпсон, чей внук был похищен людьми мадам Вонг, и которому нужно срочно найти сокровища пиратов, чтобы обменять их на внука. В этом ему помогает советский моряк Булат Аскаров, волею случая оказавшийся на яхте Томпсона.
По сюжету значительная часть действия происходит в далёком и экзотическом по тем временам Гонконге. В фильме присутствуют настоящие документальные съёмки в Гонконге, но, всю киногруппу туда, конечно, не выпустили.
Азию прекрасно изобразил Крым, сцены на таинственном острове сняли недалеко от Судака, а роль непроходимых джунглей «сыграл» ботанический сад грузинского Батуми.
Помощь киношникам оказало и Черноморское пароходство, предоставившее корабли для съёмок.
Для съемок собрали также и превосходный интернациональный актерский ансамбль. В главных ролях были задействованы Армен Джигарханян (комиссар Томпсон), Ирина Мирошниченко (мадам Вонг), Александр Абдулов (Доул), а в ролях второго плана Дилором Камбарова, Болот Бейшеналиев, Лариса Лужина, Евгений Жариков, Альгимантас Масюлис, Марина Левтова, Наталья Гвоздикова и другие.
И, видимо, чтобы как-то оправдать производство картины на "Казахфильме", решено было сделать "национальную привязку", и главного героя, советского моряка, сделали казахом Булатом Аскаровым. А вот пригласили на эту роль не профессионального актера, а спортсмена, в прошлом боксера, серебряного призера Олимпиады-80, Серика Конакбаева.
Как известно, "короля играет свита", и ему было очень непросто работать в одном кадре с такими именитыми актерами, но они его всячески поддерживали и, в итоге, роль получилась. Тем более, что особо драматических способностей там и не требовалось, а вот отличная физическая форма Конакбаева очень пригодилась.
А прекрасный актер Борис Щербаков озвучил главного героя и своим голосом "подправил" все "огрехи" непрофессионального актера.
Перед самым окончанием съёмок фильм "Тайны королевы пиратов" решено было переименовать в "Тайны мадам Вонг", видимо, чтобы убрать из названия слово "пираты" и ненужные ассоциации с "Пиратами ХХ века".
В июле 1986г. фильм "Тайны мадам Вонг" вышел в прокат.
Казалось бы, все составляющие успеха были на месте, но повторить триумф "Пиратов ХХ века" не удалось.
Хотя фильм очень неплохо прошел в кинотеатрах, он был одним из лидеров проката 1986г., занял 5 место, его посмотрело 30,1 млн. зрителей.
Но вот по художественным достоинствам, по режиссуре, да и по зрелищности, по темпу, по постановке трюков, фильм по всем параметрам проиграл "Пиратам ХХ века".
"Тайны мадам Вонг" получились очень вялыми, скучными, с "провисающим" действием, а, самое главное, нереалистичными (кто помнит, сцена с "картонным" крокодилом вызывала смех в зале, а сцены действия, трюки и комбинированные съемки сняты в фильме очень посредственно, невыразительно и не интересно). Да и единого целого не получилось, фильм распадается на отдельные эпизоды.
Все-таки Борис Дуров в "Пиратах" сумел сохранить и острый сюжет, и хороший темп, и зрелищность. А вот Степану Пучиняну в "Мадам Вонг" это не удалось, может потому, что он в своей карьере никогда не имел дело с постановкой боевика и не знал всех механизмов, как этот жанр "работает" на экране (замечу также, что Пучинян в 1992г. предпринял ещё одну попытку обратиться к "пиратской" теме и снял боевик "Гангстеры в океане", но видимо уроков из "Тайны мадам Вонг" он так и не извлёк, и снова взялся не за свое дело, поэтому и этот фильм стал очень неудачным).
Актерам по большому счету там тоже нечего играть, ни Джигарханяну, ни Мирошниченко, ни Абдулову, все персонажи получились плоскими, одномерными и не вызывающими сочувствия.
В итоге, фильм по всем статьям проиграл "Пиратам ХХ века", он был плохо принят критикой, да и многие зрители после просмотра отмечали слабость и вторичность ленты.
Это был провал. О фильме старались не вспоминать, и постепенно он стал забываться. Да и сегодня о нем редко вспоминают.
И мы можем только догадываться и представлять, каким мог бы быть результат, если вместо "Тайн мадам Вонг" всё-таки сняли "Пираты ХХ века-2".
Подписывайтесь на канал, следите за новыми постами, делитесь с друзьями и ставьте лайки
#кино #киноиндустрия #советское кино #кино ссср #фильмы ссср #съемки #тайны мадам вонг