Найти в Дзене

Бабушка мирового перформанса

Вчера в библиотеке ГЭС-2 наткнулась на потрясающий каталог перформанса «В присутствии художника» 2010 г. Марины Абрамович.

Марина Абрамович - сербская художница, которая славится своим «искусством выносливости». В своих работах часто подвергает себя физическим и интеллектуальным пределам. Я решила рассказать вам о 5-ти своих любимых перформансах этой удивительной женщины:

Ритм 0, 1974 г

72 предмета ( в том числе нож и пистолет с одним патроном), 6 часов, Марина, полная свобода зрителя и отсутствие наказаний за содеянное. Все начиналось вполне безобидно, но в последствии Абрамович описывает происходящее так: «я чувствовала реальное насилие: они резали мою одежду, втыкали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился мне в голову, но другой забрал оружие. Воцарилась атмосфера агрессии. Через шесть часов, как и планировалось, я встала и пошла по направлению к публике. Все кинулись прочь, спасаясь от реального противостояния». Наглядное демонстрирование ситуативный факторов свободы над личностными качествами человека.

Ритм 0, 1974
Ритм 0, 1974

Балканское барокко, 1997 г

Художница часто упоминает о том, что родилась в стране, которой больше нет, Югославии. Работа обращается к критике такого больного сердцу понятия «война». Мы видим, как Марина на глазах у зрителя, напевая национальные песни и делясь воспоминаниями из детства, перемывает гору окровавленных костей в память жертв Югославской войны

Балканское барокко, 1997
Балканское барокко, 1997

Дом с видом на океан, 2002 г

12 дней без еды, общения и связи с внешним миром в трёх маленьких комнатах без потолка и передней стены, установленных в выставочных павильонах на виду у зрителя. Об этом произведении Абрамович говорит: «Я считаю, что если вы ограничиваете себя, находясь в определенном пространстве, то в нем создается уникальное энергетическое поле, и, таким образом, вы можете изменить пространство на атомном уровне при помощи зрителей и самоощущения своего присутствия в нем. Для перформанса просто очень важна категория “здесь и сейчас”».

Дом с видом на океан, 2002
Дом с видом на океан, 2002

Энергия покоя, 1980 г

Почти невозможно в разговоре о Марине не упомянуть ее бывшего возлюбленного Улая, в тандеме с которым они подарили миру череду запоминающихся перформансов. «Энергия покоя» - рассуждения о важности доверия в отношениях. Во времена акции художники, стоявшие напротив друг друга, держали лук, при этом каждый из них отклонялся назад, а Улай же натягивал тетиву, направляя стрелу прямо в сердце Марины. Все длилось всего 4 минуты, но любое неверное движения или колебание могло привести к летальному исходу. Позже Абрамович ни раз отметит, что это была одна из самых сложных работ, так как ее жизнь находилась в чужих руках. 

Энергия покоя, 1980
Энергия покоя, 1980

В присутствии художника, 2010 

1500 зрителей, 736 часов 30 минут, Марина и сидящий напротив зритель. Любой желающий мог заглянуть в ее глаза и почувствовать ту самую энергетику, но большинству, конечно, запомнился неожиданный приход Улая. Возлюбленные расстались в 1988 г., пройдя 2500 км навстречу друг другу по Великой Китайской стене. Акт должен был закончиться помолвкой, но во время встречи чуда не случилось, а художник объявил о расставании и ушёл к другой. И вот спустя 20 лет мы видим немой диалог между некогда дорогими друг другу людьми.

В присутствии художника, 2010
В присутствии художника, 2010