Найти тему
Путь к свободе

Это - всего лишь обычная игра

Есть у меня в недрах забытых папок захламленного диска С одна старая компьютерная игрушка, под странным названием: "Фараон и Клеопатра", где у игрока появляется возможность немного почувствовать себя правителем древнего Египта.

Эдакая практика экономики государства в миниатюре.

В разные периоды жизни я начинал в нее десяток партий, но ни разу не доходил до конца - столько там было уровней и продолжений, столько часов было безвозвратно убито и столько великих дел еще требовалось совершить... Но каждый раз, добивая до совершенства очередной масштабный проект пирамиды, глаза клонились ко сну, мама заставляла делать уроки, начальник гнал на работу, а жена требовала внимания...

В общем, властелина Египта, друзья, из меня так и не получилось. Однако рассказать про игру все равно хочу.

Вы начинаете посреди голого поля, ставите хижины, жить в которых особо никто не хочет, потому что, ни черта в них на самом деле и нет. Ни еды, ни воды, ни порядку.

И вот, недалеко от хижин вы выкапываете свой первый колодец.

У людей появляется пресная вода, они счастливы и начинают плодиться и переезжать в ваши хижины. Но, питаясь корешками, великих свершений не натворишь, поэтому вы строите охотничьи домики, и люди из хижин устраиваются на свою первую работу, потом появляется амбар, в который складируется мясо оленей, потом базар, торговцы с которого разносят еду по хижинам. И дома растут еще быстрее...

Вы начинаете добывать глину и строите мастерские, в которых из глины ваши люди лепят и обжигают глиняную посуду. Посуда отправляется на склады, со складов на базары, а торговки с базаров разносят ее по домам. И таким образом выстраивается первая логистическая цепочка: все больше людей получает работу - да и уровень жизни растет. Посуда же есть!

Потом ребятки начинают сажать ячмень, варить его в пивоварнях и бухать пивасик, появляются храмы, врачи и пожарные работники, полиция и сборщики налогов, казна начинает пополняться...

Потом добывают тростник, из которого делают папирус. А, с помощью папируса, первые блог..., простите, жрецы, создают библиотеки...

Из добытых драгоценных металлов рабочие в мастерских поставляют на базар предметы роскоши, и жизнь людей становится воистину дорогой и богатой. А из добытого металла в оружейных мастерских делают оружие и в казармах комплектуют первые полки солдат.

Но люди хотят большего, теперь им нужно разнообразие в пище, деликатесы, которых нет, дороги, статуи и сады...

Вы открываете торговые пути, выбираете товары, которые можете предложить большому миру и которые большой мир желает предложить вам. Налаживаете импортозамещение, если недостающих пазлов в вашей цепочке потребления не хватает.

И вот, вы заказываете мрамор, из которого делают блоки, а десяток строительных бригад каменщиков возводят из этих блоков пирамиду.

Там еще плотник есть, он делает деревянные лесенки. Без него все пойдет через задницу и работа встанет. Без него ваши бригады будут топтаться на месте, хлопать глазами и задавать один и тот же вопрос:

"Михалыч, какого черта?"

Михалыч, красава! Отличные лесенки!))
Михалыч, красава! Отличные лесенки!))

Далеко не все вам выгодно производить самим. Ведь постройка мастерских и добыча ресурсов - это тоже расходы. Все зависит от цен на международном рынке. Вы сами лавируете в этом потоке цифр и ваша задача - сделать так, чтобы благосостояние страны росло, чтобы она могла отбиться от внешних врагов, а люди в ней были счастливы - имели все самое лучшее для прекрасной жизни.

Но вдруг международная ситуация меняется, схлопывается торговля, прыгают цены, появляются варвары, которые грабят побережье.

Теперь вам предстоит решить, как выйти из сложившейся ситуации с наименьшими потерями: возможно, стоит открыть другие торговые маршруты, а возможно - начать добычу новых ресурсов, или организовать производство товаров, которые теперь недоступны за границей?

Игра сложна и вариативна.

Есть, у вас, например, цель: постройка какой-нибудь чрезвычайно полезной мастабы - древней гробницы, чтобы увековечить вашу славу. Мастаба делается из кирпичей, а кирпичи обжигаются из глины.

Возможно, в данной ситуации проще покупать готовые кирпичи, возможно - покупать глину и делать из нее кирпичи для своих нужд и даже экспортировать остатки, возможно - добывать глину самим, или создать вертикально интегрированный холдинг, в котором вся цепочка предприятий для постройки гробницы будет находиться в ваших руках.

-3

Но общие принципы не меняются. Нельзя сделать кирпичи из папируса. Нельзя материализовать глину из воздуха, если ее нет в ваших недрах. Нельзя купить глину за 10 золотых, если она стоит 100. Нельзя вообще ничего купить, если у вас нет денег. Нет, можно, конечно, взять в долг, но, если не вылезти из дефолта - вы проиграли. Более того, нельзя даже получить купленные кирпичи, если гавань, к которой приходят торговые суда, поломали варвары. А из готовых кирпичей нельзя построить второй этаж пирамиды, если тот самый Михалыч, который умеет в деревянные лестницы, забухал в пивоварне, потому что зарплаты маленькие, а кругом одни блог... простите, жрецы.

Чтобы произвести товар, нужна вся цепочка. Добыча ресурса, производство, логистика, обучение специалистов. Стоит сломать всего лишь одно звено - и все, пирамида не будет построена. Но, при этом, даже выбив звено из цепочки, есть несколько разных способов его вернуть. Вам лишь стоит выбрать наиболее эффективный. Если есть ресурсы - можно решить любую проблему. Ресурсы - ключ ко всему. Огромная цивилизация посыплется, как карточный домик, если глины не будет, а на внешнем рынке она будет стоить, как ограненные бриллианты. Кирпичи из такой глины станут еще дороже, и никому такая пирамида нафиг не будет нужна!

Но это игра - детская, старая, а мы плавно переходим в мир современный и погружаемся в "Цивилизацию V".

Мою любимую, в которой я готов почти на равных сражаться с профессиональными игроками, ибо регулярно и понемногу тренируюсь в боях с женой. Игра невероятно опасная, ведь фраза "Еще 5 минуточек" - может полностью уничтожить рабочий день.

И невероятно интересная, как раз глубиной своих стратегических изысканий.

А ты, играл в 5-ю Циву?
А ты, играл в 5-ю Циву?

И вот, вы - уже не просто абстрагированное государство, в котором нужно налаживать экономику, вы - одно из десятка государств на карте мира.

Основа - снова ресурсы. Блин, и кто придумал пихать в компуктерные стратегии какие-то дурацкие ресурсы! Кому они вообще нужны?

У вашей страны есть определенные интересы. Она хочет победить, а значит стать лучше всех, хотя бы в одной отрасли. Возможно, это будет это прорыв в науке и запуск в космос сэра Ричарда Бренсона, возможно - большинство голосов в ООН, набранных с помощью цветных революций и подкупа городов-марионеток, которые позволяют продвигать любое нужное вам решение, возможно - военный захват всех столиц мира и установление в них своего правительства, а возможно - доминирование вашей культуры, настолько сильное, что в других странах начнут свергать демократические правительства и устанавливать коммунизм.

-5

У вашей страны нет друзей и врагов. Друзья - это те, с кем ваши интересы совпадают здесь и сейчас. Враги - те, с кем ваши интересы расходятся.

Причем, интересы - штука довольно сложная, и неоднозначная на первый взгляд. Иногда критически важным интересом является снижение расходов на оборону с одной стороны, чтобы усилить оборону с другой, или, например, выход к морю, который позволит вести торговлю, иногда - культурное превосходство или влияние на город-государство, который поставляет единственно важный для вас ресурс. Бывает даже, вы понимаете, что в силу своих уникальных особенностей противник вскоре получит преимущества, которые захочет реализовать и нужно разбить его раньше, пока силы не изменились.

Вы можете обещать любой стране мира, любому городу-государству дружбу и покровительство. Но по сути в игре ваши обещания ничего не стоят. Есть только выгода и в некотором роде репутация: мол, после первого предательства другие страны вам уже не поверят. Да, что уж там, обещая слабым поддержку в целях достижения своих интересов, вы никогда в жизни не станете их защищать, если противник будет серьезен. Вы это знаете еще на этапе подписания подобного договора.

А вы верите Полякам? )))
А вы верите Полякам? )))

Вы должны научиться никому не верить. С самого начала понимать, что любые сладкие речи ваших союзников - это лишь совпадение интересов здесь и сейчас. Расслабитесь на секунду - и получите болезненный удар в спину.

Вы используете в своих целях все: религию, идеологию, культуру, туризм. Все сводится в единую систему, чтобы усилить свои интересы.

Да, вы услышали правильно, даже религия выбирается вами не потому, что ее постулаты возвышеннее и чище других, а для того, чтобы усилить власть и укрепить слабые места.

Если вы собрались воевать - вы будете пропагандировать фашизм, если нужно быстро строить заводы - толкнете в массы коммунистические идеи и пропаганду труда. А, если у вас всего пара крупных городов, в которых работает малый бизнес и самозанятые специалисты, начнете втирать им про свободу и демократию, лишь бы они были счастливы и города росли.

К противникам вы безжалостны. Только кажется на первый взгляд, что вам важен мир во всем мире. Но, стоит только увидеть слабого, у кого есть ресурсы, как этот слабый будет куплен, захвачен каким-нибудь шпионом с помощью цветной революции, или физически уничтожен.

-7

Можно, кстати, действовать тоньше. Объявить, что некие ресурсы, которыми торгует и пользуется ваш потенциальный противник, вредят природе, и протолкнуть большинством голосов их запрет. Так страна лишится денег, а люди станут недовольны и начнут разрушать господствующий режим изнутри.

По сути вся ваша передовая наука работает над созданием вооружения. И только баланс сил мешает захватить мир. Если какая-то страна будет воевать каменными топорами, а у вас появятся пушки - эту страну вы тут же захватите без потерь. Даже воевать не придется. Подгоните Линкорны к столице, пальнете пару раз с безопасного расстояния, и вот, другой правитель готов отдать вам любую территорию и ресурсы.

Если вы гуманны к соседям, значит на это есть свои причины: возможно, они просто нищие - нечего взять, возможно - у них большой рынок сбыта и вам выгоднее торговать, чем сражаться, возможно - их армия на столько сильна, что эта война отбросит вас в развитии, возможно их территория закрывает вас от более сильного и агрессивного противника, которого вы не хотите видеть у своих границ, а возможно - вы затеваете другие коварные планы. Например, сосредоточены на экономике и науке.

Если одна из стран близка к превосходству - ей пытаются вставить палки в колеса. Например, имея марионеток в большинстве городов-государств - можно затормозить ее, наложив полное эмбарго, или, имея культурное превосходство, сделать ее идеологию непопулярной, чтобы люди начали бунтовать.

Иногда войну приходится объявлять, понимая, что иначе будет хуже. Например, если вы видите, как противник собирает войска, а за спиной у вас второй фронт, то гораздо эффективнее создать мощный кулак и уничтожить его потенциальную агрессию в зародыше, чем пытаться укреплять оборону и вести войну на своей территории, где будут разрушены предприятия и логистические цепочки. Иногда приходится захватить кусок чей-то территории, чтобы, например, получить выход к морю, и не дать более сильному противнику, имеющему такой интерес, блокировать вашу торговлю или угрожать с моря.

Рано или поздно, когда одна из стран получает превосходство над остальными - происходит передел мира. Тогда все договора перестанут иметь значение. Карты раскрываются. Слабые - будут стерты. Сильные получат доступ к новым ресурсам и территориям, новое влияние, новые возможности и станут ближе к победе.

Потому что, именно ваши люди должны жить лучше всех. А для этого они должны получать максимум ресурсов, которые в мире ограничены.

Впрочем, друзья... Это всего лишь - обычная игра...