Найти тему
Грани преодоления

Натюрморт - композиция (продолжение)

Теперь рассмотрим, случайно ли предметы оказа-

лись в таком порядке или художник сознательно расста-

вил их так.

Чтобы ответить на это, попробуем разобраться, на-

сколько закономерна данная постановка.

Можно ли составить натюрморт из двух-трех пред-

метов? Можно. Давайте попробуем поставить их так,

как на рис. 25.

А если иначе (рис. 26)?

-2

Как будто бы получается

несколько лучше, более закономерно. Почему? Потому

что получается связь между предметами. В этом выиг-

рыш. Какой?

В первом случае, когда бутыль не соприкасалась непосредст-

венно с глиняной посудой, она изолированно находилась на фо-

не так же, как и глиняная посуда. Во втором случае комбинация

получается несколько богаче: здесь мы видим непосредственное

соприкосновение бутыли с фоном, судка — с фоном и судка — с

бутылью. При такой комбинации получается соприкосновение

двух форм разного цвета и материала с фоном: темно-зеленой бу-

тыли и красноватой глиняной посуды с серым фоном.

Попробуем изменить эту комбинацию, положив в глиняный

судок два белых яйца (рис. 27).

-3

Что получится? Какие новые ка-

чества приобретает наш натюрморт?

При таком сочетании мы уже значительно обогатили поста:

новку, так как два белых яйца являются контрастом к темной бу.

тыли. Цветовая комбинация уже разнообразнее: на сером — тем:

но-зеленое, красноватое и белое. Но остается все же некоторая

неудовлетворенность: одинаковые линии бутыли с левой и правой

стороны делают натюрморт скучным. И вот художник берет пред-

мет иного цвета, а именно яблоко шарообразной формы, которая

нарушает однообразие силуэта бутыли (рис. 28).

-4

Натюрморт становится более интересным. Яблоко, имеющее глянцевую поверх-

ность и румяный цвет, дополняет цветовую гамму.

Но художник не удовлетворяется этим. Ему не хватает фор-

мы, объединяющей все найденное в одно целое. Он вводит новую

форму, отличную от ранее найденных, — лук-порей. Получается

натюрморт в следующем виде (рис. 29).

-5

Это почти композиционное единство, при котором можно с

удовлетворением приняться за работу. Но художнику приходит в

голову мысль найти еще новую форму иного цвета, из другого

материала и притом в такой пропорции ко всему найденному,

чтобы она составляла как бы второй фон. Художник вводит в на-

тюрморт медный котелок. Наклон ручки котелка также не случа-

ен: он является как бы продолжением линии лука-порея. Чтобы

нарушить параллельность линий котелка, мастер добавляет в на-

тюрморт второе яблоко. И натюрморт получает свою завершен-

ность.

#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.02_-1965г#Попрограммехудучилища#Натюрморт