Теперь рассмотрим, случайно ли предметы оказа-
лись в таком порядке или художник сознательно расста-
вил их так.
Чтобы ответить на это, попробуем разобраться, на-
сколько закономерна данная постановка.
Можно ли составить натюрморт из двух-трех пред-
метов? Можно. Давайте попробуем поставить их так,
как на рис. 25.
А если иначе (рис. 26)?
Как будто бы получается
несколько лучше, более закономерно. Почему? Потому
что получается связь между предметами. В этом выиг-
рыш. Какой?
В первом случае, когда бутыль не соприкасалась непосредст-
венно с глиняной посудой, она изолированно находилась на фо-
не так же, как и глиняная посуда. Во втором случае комбинация
получается несколько богаче: здесь мы видим непосредственное
соприкосновение бутыли с фоном, судка — с фоном и судка — с
бутылью. При такой комбинации получается соприкосновение
двух форм разного цвета и материала с фоном: темно-зеленой бу-
тыли и красноватой глиняной посуды с серым фоном.
Попробуем изменить эту комбинацию, положив в глиняный
судок два белых яйца (рис. 27).
Что получится? Какие новые ка-
чества приобретает наш натюрморт?
При таком сочетании мы уже значительно обогатили поста:
новку, так как два белых яйца являются контрастом к темной бу.
тыли. Цветовая комбинация уже разнообразнее: на сером — тем:
но-зеленое, красноватое и белое. Но остается все же некоторая
неудовлетворенность: одинаковые линии бутыли с левой и правой
стороны делают натюрморт скучным. И вот художник берет пред-
мет иного цвета, а именно яблоко шарообразной формы, которая
нарушает однообразие силуэта бутыли (рис. 28).
Натюрморт становится более интересным. Яблоко, имеющее глянцевую поверх-
ность и румяный цвет, дополняет цветовую гамму.
Но художник не удовлетворяется этим. Ему не хватает фор-
мы, объединяющей все найденное в одно целое. Он вводит новую
форму, отличную от ранее найденных, — лук-порей. Получается
натюрморт в следующем виде (рис. 29).
Это почти композиционное единство, при котором можно с
удовлетворением приняться за работу. Но художнику приходит в
голову мысль найти еще новую форму иного цвета, из другого
материала и притом в такой пропорции ко всему найденному,
чтобы она составляла как бы второй фон. Художник вводит в на-
тюрморт медный котелок. Наклон ручки котелка также не случа-
ен: он является как бы продолжением линии лука-порея. Чтобы
нарушить параллельность линий котелка, мастер добавляет в на-
тюрморт второе яблоко. И натюрморт получает свою завершен-
ность.
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.02_-1965г#Попрограммехудучилища#Натюрморт