Найти тему
Шакко: об искусстве

Влияние книги «Откровение Иоанна Богослова» на хэви-металл

Почему в современной рок-музыке (причем самой ненавистной американским христианам), так обильно используются образы из Библии, и конкретно -- именно из книги Апокалипсиса? Объясняет религиовед, доктор философии и священник (американский же).

Metallica posters by StudioSeppuku
Metallica posters by StudioSeppuku
Мой адаптированный перевод статьи: Trevor Malkinson. Come Out of Babylon: Heavy Metal Music and the Book of Revelation // Metapsychosis.com (2017)

Эпиграф: «Значительная часть мифологии метала вращается вокруг еще более апокалиптического направления христианства, особенно Книги Откровения». — Дина Вайнштейн, "Heavy Metal: The Music and its Culture".

Я хотел бы начать с некоторых из лучших строчек хэви-метала всех времен. Они звучат так:

The second angel poured his bowl into the sea,
and it became like the blood of a corpse,
and every living thing in the sea died.
The third angel poured his bowl into the rivers
and the springs of water, and they became blood.

Это, конечно, не строки песен хэви-метала, а отрывки из 16-й главы книги "Откровения Иоанна Богослова". Но они звучат как строки песен метала! Поступив в семинарию и углубляясь в изучение Библии, я начал осознавать, что многие образы из Книги Откровения можно найти в текстах хэви-метала. Такие песни, как «The Four Horseman» Metallica и «Number of the Beast» Iron Maiden, были полны очевидных аллюзий, но, исследуя эту связь дальше, я обнаружил, что она гораздо более развита, чем я себе представлял. Решающий момент наступил, когда я обнаружил ветку на сайте Reddit. Топикстартер спрашивал, знает ли кто-нибудь о песнях в стиле хэви-метал на темы из Книги Откровения. В комментариях было приведено, должно быть, семьдесят примеров. Это взорвало мой разум. Какой сокровищницей для исследователя является эта взаимосвязь. И когда я читал тексты песен, названных там, я увидел, что существует гораздо более глубокая связь между древним текстом и этой формой современного искусства, чем я думал сначала.

В последние несколько десятилетий хэви-метал был очень оклеветанной и преследуемой музыкой. Многие считают этот жанр рока ненормальным и опасным. Христианские правые в Соединенных Штатах -- его особенно настойчивые критики и враги. Но чем глубже я изучал хэви-метал и использование в нем образов из Книги Откровения, тем больше я обнаруживал очень примечательную вещь: хэви-метал Книгу Откровения
играет по-настоящему. Хэви-метал — это не просто заимствования из Книги Откровения, потому что там есть крутые образы, из которых получаются хорошие обложки альбомов и футболки. Музыка хэви-метала создает точную реконструкцию Книги Откровения. По своему стилю, по своим ценностям, по своему духу хэви-метал воплощает Книгу Откровения в музыкальной форме. Я попытаюсь описать это здесь вкратце.

Для начала давайте послушаем, что Гарри Майер в своей книге «Apocalypse Recalled» говорит о том, что делает Книга Откровения. Он пишет: «Иоанн призывал первых читателей своей Книги Откровения критически осмыслить свою политическую культуру. В частности, он призывал свою аудиторию внимательно взглянуть на экономические порядки в Римской империи и человеческие и экологические страдания, которые она обрушила на мир, как на противоречащие намерениям Бога в отношении человечества и творения». Хэви-метал же аналогичным образом побуждает своих слушателей критически относиться к нынешнему глобальному мировому порядку с его безудержной несправедливостью, неравенством и разрушением экологии.

-2

«Музыка хэви-метала изобилует намёками на несправедливость». Мы можем вспомнить такую ​​песню, как «And Justice for All» Metallica, с ее строками «Ничто не может спасти вас / Правосудие потеряно / Правосудие изнасиловано / Правосудие ушло». Лирика хэви-метала «затрагивает социально-политические проблемы, такие как гражданские репрессии, экономическое неравенство и эксплуатация, деградация окружающей среды, эвтаназия, казнь, ядерная война, политическая коррупция, религиозная коррупция, слежка, неконтролируемые технологические инновации и война». Вслушайтесь даже просто в названия этих групп — Anthrax, Nuclear Assault, Celtic Frost, Sodom, Death Angel, Artillery, Destruction, Megadeth. Эти названия не прославляют указанные темы, а вопят о мире, вопят против полного разрушений и войн. В хэви-метале много песен о войне, но вам будет трудно найти ту, которая пропагандирует или прославляет ее — большинство песен о безумии войны и о том, как обычные люди страдают от ее пороков.

Автор "Откровения" использует
литературный жанр пророчеств апокалипсиса, чтобы «донести до читателей безотлагательность» своего сообщения о том, что им необходимо критически подумать о своей политической ситуации. Иоанн часто использует «яркие и ужасающие символы», чтобы заставить своих читателей осознать истинную реальность их ситуации. Тяжелый металл делает то же самое.  На самом деле, Книга Откровения и хэви-метал имеют много общего, когда речь идет о жанре и стиле. Оба декоративны и сложны. Оба не боятся использовать образы смерти, ужаса, разрушения и насилия. Оба намеренно вызывают экстремальные переживания у своего читателя и слушателя. Оба большие, смелые, яркие и призваны шокировать. Оба мощные, большие, чем жизнь, а иногда и ужасающие. В статье под названием «Апокалипсис ужасов Black Sabbath» Брайан Фрозе пишет, что «Black Sabbath писали музыку и стихи с силой апокалиптического литературного стиля».

Важно помнить, чему служили эти стилистические характеристики. Книга Откровения — это литературная форма сопротивления империи, господству и эксплуатации. Ее основные символы — Дракон, Зверь с моря, Зверь с земли и Вавилон. Музыка хэви-метала стремится сделать то же самое для нашего нынешнего мирового порядка. Ее тексты и обложки альбомов отражают отвратительное лицо современного мира, которому угрожают ядерная война и изменение климата, и который поражен жадностью, неравенством, непрекращающимися войнами и экологическим опустошением. Чтобы изобразить порочность и серьезность этой ситуации, хэви-метал часто использует образы зла из Книги Откровения. Зверь, сатана, антихрист и так далее «служат стенографией» для тех сил, которые в настоящее время разрушают наш мир. Музыка хэви-метала и Книга Откровения говорят о битве между добром и злом, описывая текущее состояние мира.

Глубокий крик боли живет под поверхностью звуковой мощи хэви-метала, и исполнители хэви-метала, похоже, находят утешение в апокалиптических образах, повествующих о том, что нынешний мировой порядок однажды будет сметён. Вот, на мой выбор, четыре примера песен, в которой апокалиптические образы явно используются именно таким образом (хотя выбор намного богаче). Вот группа "Lamb of God" и песня "
Reclamation":

Человечество - неудачный эксперимент,
идущий по пути к вымиранию

Только после того, как будет срублено последнее дерево
И отравлена ​​последняя река
Только после того, как будет поймана последняя рыба,
Вы обнаружите, что деньги нельзя есть

Когда небо разверзается,
прольется огонь,
четвертый мир придет к концу.
Нажмите кнопку, зажгите спичку,
почувствуйте, как происходит разлом.

И группа «Avatar» с песней «Hail the Apocalypse»:

Буря приближается к нам,
Все, что было, исчезнет,
Все ваши города утонут в океане.

Приветствую апокалипсис.

Группа «Manowar» с песней «Revelation (Death’s Angel)»:

Над обломками вашего смертного мира я стою,
Наступает Суд, принесенный Его десницей.

То, что было предначертано, предсказано во сне,
В видениях, апокалипсис теперь виден.
И все самодовольные дураки, что жили и богохульствовали,
Пьют вино Его гнева,
Умирают со Зверем.

Земля очистится в огненном
Армагеддоне, прозвучит первая труба.

И, наконец, «The Black Label Society» с песней «Doomsday Jesus»:

Всадник грядет, завтрашний день быстро сгинет,
Убедитесь, к черту, что ничего не будет продолжаться

Иисус Судного дня
Ты нужен нам сейчас.

Хотя многие из этих текстов звучат мрачно и антиутопично, хэви-метал разделяет чувство апокалиптической надежды с Книгой Откровения. Эта надежда в Книге Откровения приходит в конце текста с его знаменитым видением нового неба и новой земли, а также Нового Иерусалима, спускающегося на землю с небес (Откр. 21:1-8). В музыке хэви-метала мало что демонстрирует такую же ​​откровенно утопическую оптимистичность, но большинство комментаторов согласны с тем, что использование апокалиптических образов в хэви-метале действительно включает апокалиптическую надежду. Джульет Форшоу пишет, что «изображение антиутопии [в хэви-метале] полезно тем, что оно может мотивировать людей изменить то, что им не нравится в мире. В общем повествовании о нигилизме есть встречные сообщения о неповиновении и надежде». А Лора Вибе Тейлор утверждает, что «в образах метала, посвященных разрушению и отчаянию, часто лежат семена утопических возможностей, особенно когда такие нарративы возлагают вину за депрессивные и апокалиптические результаты в человеческом обществе и оставляют место для шанса предотвратить такую ​​катастрофу».

Мало того, что хэви-метал разделяет эту апокалиптическую надежду с Книгой Откровения, он разделяет призыв Откровения сопротивляться и отвергать доминирующую культуру и ее имперскую империю. Книга Откровение требует, чтобы ее читатели «переоценили [свою] политическую и экономическую приверженность» и призывает их «выйти» из Вавилона (Откр. 18:4), «Вавилон — это обозначение империи. Большая часть сценария Откровения включает уклонение, отказ от участия, отказ склониться перед Великим Зверем (Откр. 13:7-10; 14:9-11)». Грег Кэри пишет, что «контримперский сценарий Иоанна призывал сторонников Иисуса к чрезвычайно жесткому сопротивлению». Хэви-метал призывает своих слушателей поступать так же. В хэви-метале есть вызывающее отношение к силам смерти «вы нас не победите». Есть чувство решимости и дух отстаивания того, кто вы есть и во что вы верите. Поклонники хэви-метала и его комментаторы согласны с тем, что музыкальная форма придает сил. Его описывают как «музыкальную волю к власти», а сама громкость и высокая энергия музыки вселяют вдохновение и жизненную силу в тех, кто ее слушает. Во многих песнях говорится о воине, который противостоит нынешнему антиутопическому порядку и отвергает его. В песне «
Children of the Grave» группы «Black Sabbath» говорится:

Так что, дети мира,
слушайте, что я говорю,
Если вы хотите жить в лучшем месте,
распространяйте слова сегодня,
Покажите миру, что любовь все еще жива,
вы должны быть храбрыми.
Или вы -- дети сегодняшнего дня,
Дети могилы, да!

Песня «Judas Priest» «Blood Red Skies» гласит:

Поскольку конец приближается,
гордый, я не поддамся страху

Я буду стоять, я буду сражаться,
Ты никогда не возьмешь меня живым,
Я буду стоять на своем,
Я не сдамся.

Ты не сломаешь меня,
Ты не сделаешь меня,
Ты не возьмешь меня,
Под кроваво-красным небом.

И песня «Horsemen of the Apocalypse» группы «Saracen» перекликается с этим:

Проснись, наша свобода зовет, борись за право, и ты можешь освободить нас
Проснись, проснись, проснись и героем ты будешь.

Встаньте, создания милосердия, возьмите Библию и идите с Господом
Встаньте, встаньте, встаньте, и святые будут аплодировать.

Книга Откровения также призывает свою аудиторию не поддаваться искушению пути Зверя и упорствовать даже в ситуациях насилия и преследований. Это самая откровенно политическая книга Библии, и использование в ней яркого и резкого языка пытается подтолкнуть читающих ее к выбору верности Агнцу Божьему, независимо от того, с какими препятствиями они сталкиваются. Именно это чувство духа воина, это воодушевление людей противостоять империи и сопротивляться, я думаю, делает Книгу Откровения и хэви-метал важными сегодня.

Мы живем во времена плутократии и тирании, когда правящие аппараты многих государств захвачены большими деньгами. Крошечное меньшинство людей продолжает накапливать непристойное богатство, в то время как социальное государство цинично демонтировано, и миллионы людей предоставлены сами себе. И все это на фоне изменения климата и повсеместного экоцида. Музыка хэви-метала разоблачает эту реальность уже более трех десятилетий, и по мере того, как наша современная цивилизация опасно приближается к терминальному состоянию, мы должны сейчас больше, чем когда-либо, быть наделены силой, которую могут предложить нам интенсивные звуки и образы хэви-метала. И если мы являемся частью прогрессивной церкви, или даже если мы не являемся ею, Книга Откровения может вдохновить нас принять ее решительный призыв противостоять тираническим силам. Если мы сможем когда-нибудь выбраться из Вавилона, нам пригодится и Книга Откровения, и хэви-метал.

Автор:
Trevor Malkinson

Для тех, кто желает научиться ориентироваться в апокалиптических символах, прячущихся в нашей массовой культуре, я написала книгу
"Апокалипсис в искусстве" (подробно о ней здесь).

-3