В поездках я часто сталкиваюсь с локациями, которые по масштабу и внешнему виду уступают широко известным достопримечательностям, но история у них - хоть кино снимай, "пооооотрясающий сюжет!"
Итак, начнём:
1. Одним из владельцев местечка, где проходили описанные ниже события, был первый директор придворной певческой капеллы, который в 1763 году был пожалован в потомственное дворянство, а в 1783 году произведён в действительные статские советники, что приравнивалось к генеральскому званию. Его жена происходила из рода тверских помещиков, она была незаурядной личностью, и в Петербурге о её хозяйской хватке и богатстве, а также жестокости и самодурстве, слагались легенды. Она жертвовала на монастыри, строила храмы и помогала бедным. Эти её качества проявились и при возведении храма при усадьбе. В 1783 году владелец обратился к епископу Тверскому Арсению с ходатайством о разрешении построить новую каменную церковь в селе. Разрешение было получено и 13 июня 1783 года епископ Тверской и Кашинский, Арсений, даёт благословение на строительство храма. Однако толи число, когда дали благословение было неудачным (13!), толи по какой-то другой непонятной причине храмоздательная грамота на строительство храма не была выдана, и его не смогли начать и в 1784 году. К этому времени сменился глава Тверской епархии. И 21 июля 1785 года владелец обратился за помощью уже к новому архиепископу, Иоасафу. 30 июня 1785 года храмоздательная грамота на сооружение новой церкви была, наконец, выдана и строительство началось. Хозяйка, боготворившая императрицу, надеялась сооружением этой церкви, ещё раз обратить на себя внимание Екатерины II и добиться её благосклонности и расположения - она задумала возвести церковь аналогичную знаменитой Чесменской церкви близ Петербурга. Строительство храма продолжалось на протяжении пяти лет, и было закончено в 1790 году, к 20-летию Чесменского сражения. Однако освящение его, во имя Преображения Господня, из-за чиновничьих проволочек, лени и раздолбайства, состоялось только через 13 лет (!), 21 июля 1803 года. Оно было осуществлено архиепископом Тверским и Кашинским Павлом.
Вот с такими трудностями столкнулись Марк Фёдорович Полторацкий и его жена Агафоклея Александровна при строительстве каменной Преображенской церкви в селе Красное Старицкого района Тверской области.
В 1931 году Красновская Преображенская церковь была закрыта. Колокола храма уничтожили, а ограду, по воспоминаниям старожилов, сняли и поставили вокруг городского сада в Старице. До 1998 года в церкви находился колхозный склад. 12 июля 1998 года, в день апостолов Петра и Павла, в селе Красном вновь открылся Преображенский храм.
Теперь туда можно съездить на экскурсию, которую проводит сотрудница храма, познакомиться с уникальной акустикой и услышать чарующее пение. Фотографировать в храме запрещено, поэтому поверьте на слово - там есть, что посмотреть!
2. Эта неприметная усадьба, сменившая множество хозяев известна с 1769 г. Она притаилась на одной из улочек посёлка Зверосовхоз Пушкинского района. Но прославилась она тем, что здесь в 1922-ом году был поставлен очень смелый педагогический эксперимент, оказавший сильное влияние на судьбы многих людей. В этой усадьбе расположилась, созданная в 1920г., "Сельскохозяйственная опытная школа-колония для нервно-одаренных детей". В последствии такую систему образования назовут "Вальдорофской". Это была коммуна для подростков, здесь все было общее. Основными инструментами воспитания стали диалог, чувство сплочённости, отказ от принуждения. Поощрялась самоорганизация и самостоятельность в обучении и труде. Директором и идейным вдохновителем этой школы-коммуны стала бывший депутат Учредительного собрания "эсерка" Лидия Арманд-Тумповская, собравшая вокруг себя группу единомышленников. Она загорелась фантастической идеей – основать школу нового типа. Педагогические принципы Арманд строились на учении о преобразовании человека через духовное саморазвитие и тесную связь с природой. Но вскоре начались проверки от Московского отдела народного образования. Школа Лидии Арманд просуществовала до осени 1924 года. После того, как экспериментальная педагогика в СССР уступила место идеологическому контролю и стандартизации в образовании, школу упразнили. 12 ноября 1924 года Л.М. Арманд была арестована, а преподавателей обвинили в создании тайного общества. Школу-колонию советская власть признала «антисоветской организацией» из-за религиозного уклона и закрыла. Инспекция при закрытии написала такую характеристику: "…вся группа, и детей, и взрослых, приучается стоять над жизнью, отделяется от нее, обособляется в своего рода орден людей, понимающих друг друга и тесно связанных этим пониманием" Лидия Арманд была выслана на Урал сроком на 3 года. По одним данным она скончалась в ссылке, по другим – успела вернуться перед смертью в Москву.
После закрытия школы-колонии здесь разместилось правление Зверосовхоза - выращивали зверей: чернобурок, норок и хорьков. В 60-90-е годы XXв зверосовхоз «Пушкинский» был крупнейшим в стране производителем пушнины, и занимался разведением репродуктивного племенного молодняка. Сейчас здание пустует и ждёт новых хозяев. Поговаривают, что в нём должен был разместится музей зверосовхоза.
Так что если вы окажетесь на шоссе Пушкино - Красноармейск, не поленитесь заехать в скромную усадьбу Вынорки (так раньше называлось это местечко), принадлежавшую В.Э. Тальгрену на заре XXв.
3. Этот храм был построен между 1702 и 1706 годом, но история его началась за долго до его возникновения и уходит корнями в 1389 год к великому князю Дмитрию Донскому. Но опустим эту длинную цепь событий.
В 1663 году 26 февраля царь Пётр I своим указом жалует село Васильевское своему сподвижнику, думному дьяку Емельяну Игнатьевичу Украинцеву, по прозвищу Государево Око, за его верную службу и заслуги в крымских походах. В сентябре 1699 г. по предписанию Петра I Емельян Украинцев на русском военном корабле «Крепость» отправляется в Константинополь для проведения переговоров о заключении мирного договора с Турцией. Стараниями Украинцева мирный договор был подписан 3 июля 1700 г сроком на 30 лет на очень выгодных для нашей страны условиях. На обратном пути в Россию его корабль настигает страшная морская буря, и Украинцев, взывая к Господу, даёт обет, что в случае спасения построит храм в его честь. Толи молитва помогла, толи не суждено было ему утонуть, но до родных берегов Украинцев добрался. В 1704 году при помощи интриг его ссорят с Петром I и обвиняют в "корыстолюбии и превышении должностных полномочий". По возвращении в Васильевское он в срочном порядке начинает возведение кирпичного храма Воскресения Словущего в замен деревянной церкви, и к осени 1706 г., храм был освящён в престольный праздник в торжественной обстановке. В таком облике он и дошёл до настоящего времени.
Во время войны с Наполеоном село Васильевское было занято неприятелем, а церковь была разграблена и восстановлена только к 16 января 1813 г.
Шли годы, менялись хозяева села, а храм продолжал служить своему предназначению, пока не наступил 1937 год. Перед закрытием последний священник храма, протоиерей Николай Виноградов, был арестован и репрессирован, ныне он причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. Сразу после ареста решением исполнительного комитета московского областного совета депутатов церковь была закрыта и переоборудована в клуб.
Во время Великой Отечественной войны по руслу Москва-реки проходил рубеж обороны. Правобережье с усадьбой и парком удерживалось нашими войсками вплоть до контрнаступления 11 декабря 1941 года, а левый берег, с находящейся на нём церковью, постоянно атаковали немцы. В ходе тяжёлых боёв была взорвана колокольня, пострадала трапезная. После войны в храме находились токарное производство, зернохранилище, ледник для хранения молока.
Но и в мирное время этот храм не оставили в покое. В начале 80-х в Васильевском снимали фильм "Эскадрон гусар летучих". В те времена киношников боготворили, и местный председатель разрешил съёмочной группе расположиться на территории церкви Воскресения Словущего. Это обернулась новыми разрушениями храма. Разнесли кирпичную ограду; часть надгробий выбросили наружу, а часть, ради эффектного фона одного из сюжетов, перевезли в другое место, там и оставили. Потом часть надгробий вернули и свалили в кучу около церкви, после скандала. Сам храм тоже частично пострадал от съёмок - производилось несколько взрывов, были уничтожены старые липы, росшие вдоль церковной ограды, для съёмок развели огромный костёр, из-за которого сгорела маковка, а на церковном кладбище устроили конюшню.Вскоре после съёмок фильма неизвестные люди представились рестовраторами, сняли с храма железную крышу и увезли в неизвестном направлении. Зато фильм получился очень зрелищным и интересным. "Искусство требует жертв".
Храм Воскресения Словущего был возвращен верующим в 1992 году, в 2000 году установлен крест, затем отреставрировали главный алтарь, в сентябре 2002 года была совершена первая Литургия. Если будете посещать усадьбу Щербатовых в посёлке санатория им. Герцена, не поленитесь перейти по подвесному мосту через Москва-реку и прогуляться до храма с такой богатой историей. А если проехать несколько километров вдоль этого берега в сторону Тучково, то можно будет погулять по Полушкинским каменоломням, но это уже другая история.
Друзья, если у вас есть ещё какая-нибудь информация по этим объектам, поделитесь, пожалуйста, в коментариях. И не забудьте подпосаться на канал, что бы не пропустить следующие истории.
Незабудьте подписаться на канал (https://zen.yandex.ru/id/5f4fd688d82fdb1fd94aa6dc), чтобы не пропустить самое интересное
#интересные истории #достопримечательности #куданибудьпоедем #удивительное рядом #куда поехать #надоелодома #домаскучно #вынорки #тучково #старица