Долгое время считалось, что Николя Шовен – историческая личность. Солдат наполеоновского войска, слепо любящий своего правителя. Пока за дело не взялся французский писатель Жерар де Пюимеж.
Он раскопал, что впервые имя Шовен упоминается в глупой (даже пошлой) брошюре под названием «Поэтические сочинения Шовена. Три военных романса». Главный герой песен - солдат, возомнивший себя великим соблазнителем. Рассказывает, как его дурачат красотки тех городов, где располагается гарнизон Шовена.
Брошюра датируется 1825 годом.
Шовен – распространённая фамилия во Франции
20-е года - время, когда народ Франции пытается пережить позор проигранной войны Наполеона. Популярность набирают водевили – комедийные пьески с простыми песенками для солдат и кухарок. Часто героями таких песен становятся солдаты-землепашцы. Бывшие вояки, вернувшиеся домой к своим женам.
Мне кажется, такие истории хорошо описывали правду того времени. Фамилия Шовен – очень распространена во Франции. Почти у каждого должен быть знакомый с такой фамилией. Как у нас Иванов или Петров. Я вижу, как такой бывший военный, с небольшой пенсией, возвращается домой, к жене и с тоской по прошлым победам или ярким поражениям, рассказывает о том величии, в которое так легко верилось.
Эти люди могли воевать рядом с Наполеоном, их молодым умам рассказывали, как совсем скоро они завоюют весь мир. Многие из них дошли и до Москвы… А потом солдатам, вчерашним героям, пришлось без всякой гордости и величия просто обрабатывать землю и сажать огороды.
Отражением таких знакомых, соседей, родственников становится герой песен, пьес и гравюр – Шовен. Про него сочиняется множество историй, про него рисуют серии гравюр, которые похожи на современные комиксы. Он всем понятен, над ним можно посмеяться, почувствовав себя лучше.
Появление шовинизма
В 1831 году братья Коньяр ставят пьесу «Трехцветная кокарда». Пьеса описывает события взятия Алжира. Один из героев – солдат Шовен, он появляется на сцене с больным животом и поет песню «Отведал я верблюда, теперь мне очень худо».
Братья делают множество отсылок на то, что перед зрителями все тот же Шовен из песенок. Они показывают млеющего перед военной славой Франции солдата, который совершенно не разбирается в политике. Кроме того, в этой пьесе зарождаются ксенофобные черты шовинизма. Используется слово «черномазые».
По мотивам этой пьесы Шарле рисует гравюру Шовен, взобравшись на холм, указывает рукой на французскую армию, растянувшуюся по алжирской равнине, и восклицает: «Как это далеко от милого Фалеза. И яблонь не найдешь в злосчастном сем краю».
В этой фразе проявляется патриотизм и тоска по родным землям. Чужой край называется – злосчастным. Так и хочется спросить: А что ты там делаешь, Шовен? Возвращайся домой, к своим яблоням.
Через десять лет появляется слово шовинизм. В водевиле Бояра и Дюмануара «Осы» одним из героев становится уже старый французский солдат Шовен. Его горячий патриотизм жестокого высмеивается не менее известным Пьеро. Героиня пьесы Кокетка заявляет: «Да, шовинизм, папаша, устарел» - первое упоминание слова шовинизм.
И тут уже даже хочется пожалеть старого вояку, у которого и не могло быть другой жизни. Неграмотный солдат, его научили жить так, как он жил: воевать, пошлить и мечтать о славе. Но, ведь сам порыв его души действительно велик. Пусть и отрывается от реальности.
Термин шовинизм стал широко использоваться в обычной жизни французов. Сегодня его используют во многих языках мира, и ему до сих пор трудно придумать точный синоним. Я бы определила его, как горячий, слепой патриотизм. А как понимаете его вы?
Уточнение из военного архива…
В те далекие времена у людей не было такого широкого доступа к информации. И мало кто понимал, откуда именно возникло такое понятие как шовинизм. В 1845 году вопросом о возникновении такого понятия задался уже слепой драматург Жак Араго.
Он написал статью о шовинизме, где утверждал, что это слово возникло от фамилии реального человека. Вот, что он написал:
«Не успели мы закончить это короткое исследование, как получили уточнение из военного архива… Никола Шовен, тот самый, кому французских язык обязан появлением слова, стоящего в названии этой статьи, родился в Рошфоре. В восемнадцать лет он стал солдатом и с тех пор участвовал во всех компаниях. Семнадцать раз он был ранен только в грудь и никогда - в спину; ампутированные три пальца, сломанная рука, страшный шрам на лбу, сабля, врученная в награду за мужество, красная орденская ленточка, двести франков пенсии – вот что нажил за свою долгую жизнь этот старый вояка, отдыхающий от ратных трудов под солнцем родного края в ожидании того часа, когда земляки воздвигнут деревянный крест над его могилой… Трудно было бы отыскать для шовинизма более благородного патрона».
Не принимая во внимание, что Жак Араго не был историком, ему поверили на слово. Готовя материал для этой заметки, я то и дело натыкалась на статьи, где Николя Шовен всерьез описывался как историческая личность.
Лишь в 1999 году писатель Жерар де Пюимеж в своей книге «Шовен, солдат-землепашец» доказал, что Николя Шовен – это выдуманный персонаж. Эдакий собирательный образ, отражающий людей того времени. Жерару так и не удалось найти в военных архивах ничего похожего, на те сведения, которые описывает Жак Араго.
А как вы думаете, мог ли такой человек – Николя Шовен, быть реальной исторической личностью?