Найти тему
Елена Царева

Что такое "Спиральная динамика" ?

Кратко, что такое "Спиральная Динамика"

Основы спиральной динамики, хоть в те годы это направление и не имело такого названия, заложил американский психолог Клэр Грейвз в далекие 1960-е годы.

Согласно его суждениям, вся жизнь человечества развивается по спиральному направлению. Это означает, что движение происходит вверх по спирали, но при этом все предыдущие стадии не отбрасываются, а накапливаются и могут вновь пробудиться в зависимости от возникающих внутренних потребностей или воздействия внешних факторов. Эти спирали являются некими адаптациями и способностями, которые, появившись однажды, и в дальнейшем могут переходить в активный режим.

В основе спиральной динамики лежит исследование глубинных паттернов и образов мышления, которые часто неосознаваемо влияют на людей. Они проявляют себя в виде мировоззрения, системы ценностей, уровня психологического существования, структуры убеждений, организующих принципов, способа мышления и образа жизни.

1 БЕЖЕВЫЙ УРОВЕНЬ — БЕЗОПАСНОСТЬ И ВЫЖИВАНИЕ

Первый уровень предполагает фокусировку человека только на средствах, необходимых для выживания. Если рассматривать данный уровень с точки зрения формирования организации, то это будет стартап, основание организации. После того, как учредитель научился в определенной степени выживать самостоятельно, у него начинают возникать мысли об объединении с другими людьми. Это можно считать началом следующего уровня.

2 ФИОЛЕТОВЫЙ УРОВЕНЬ — СОЗДАНИЕ КОМАНДЫ

Страх выживания в одиночку, создание закрытых групп в своем обществе или организации. Как правило, найм на работу нового сотрудника знакомого или родственника, люди, с которыми имеется кровная или дружеская связь.

Люди этого уровня верят в ритуалы, мистику, рок, магию, символы, традиции и метафоры, картам таро, хиромантам, астрологии. У таких людей обычно есть кумиры — некая важная фигура (партнер, учитель, родитель и др.). У них развитая интуиция, они принимают решения, основываясь больше на чувствах, а не на логике. Часто они талантливы в области искусства (особенно это касается традиционных искусств, народных промыслов).

Им трудно справляться с внезапными изменениями в жизни. Именно эти сотрудники будут больше других сопротивляться изменениям просто потому, что любые изменения нарушают традиционный уклад, а это для них очень болезненно. Их надо постепенно учить привыкать к изменениям. Но есть профессии, в которых из них получатся хорошие сотрудники, как правила — это те специальности и должности, в которых человек е несет никакой ответственности. Их не мотивируют премии, бонусы и прочие поощрения, которые используются для того, чтобы побудить сотрудника быть самым первым и выделиться из команды своими успехами. Они любят работать в команде и не любят то, что разъединяет людей. Для таких сотрудников необходимо устанавливать строгие временные рамки и четко объяснять, чем будет грозить несоблюдение этих сроков.

3 КРАСНЫЙ УРОВЕНЬ — РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Мышление сотрудников на данном этапе меняется: появляется желание жесткой борьбы с конкурентами за первое место, появляются амбициозные цели, жажда к деньгам и власти. Сотрудники становятся менее щепетильными, теряется чувство вины, преобладает желание властвовать над другими.

Они живут ради мгновенного удовольствия, которое ищут любой ценой. Их поведением движет получение вознаграждения немедленно, чувства вины они не испытывают и стремятся к доминированию, власти над другими людьми (не только силой, но и через секс). Им нужно получать вознаграждение сразу, поэтому все отложенные во времени бонусы на них не действуют. Им нужно показать, чего они могут достичь быстро, в краткосрочной перспективе. По достижении цели их нужно вознаграждать немедленно. Долгосрочные цели им непонятны.

Они хорошо понимают и признают вертикальную иерархию, любят выстраивать свои собственные империи внутри такой иерархии. Требуют уважения, не переносят унижения, особенно публичного, и могут отстаивать свои интересы буквально с кулаками. Они совершенно не хотят принимать ответственность на себя или за кого-то.

При доминировании руководителя именно этого уровня компания добивается высоких результатов, зарабатывает большую прибыль, завоевывает новые рынки. Но может по мешать неумение и нежелание составлять планы.

4 СИНИЙ УРОВЕНЬ — ПРОЦЕССЫ И KPI

Данный уровень активизируется в тот момент, когда собственник осознает всю ответственность за управление компанией. Этот уровень ассоциируется с дисциплиной, соблюдением законов, установлением четкого внутрикорпоративного порядка. Для определения стандартов деятельности в компанию приглашаются сторонние специалисты и консультанты. В компании определяется четкая иерархия, создается свод законов и правил, которым все должны следовать беспрекословно, все подчиняется исключительно интересам компании.

Такие люди считают, что существует только один правильный способ жить и это их способ — их религия, правила, законы, инструкции, процедуры, дресс-коды, ранги, грейды и иерархии. Они любят правила и лучше всего реализуются в тех профессиях, которые поддерживают их убеждения. Это армия, правоохранительные органы, секретные службы, юристы и адвокаты, в банках, государственных структурах и естественных монополиях.

Для того чтобы эти люди работали эффективно, им нужно знать правила и желательно иметь наставника внутри иерархии. Это помогает им развивать свой потенциал, оставаясь внутри социальных границ, которые они считают правильными и комфортными.

Они верят в самопожертвование и готовы принять наказание, испытывают частое или постоянное чувство вины. Такие люди ищут регулярную работу с установленными зарплатами, с грейдированными должностями, для них очень важна стабильность, отчисления на их пенсионный счет. Инструкции и подписание контрактов для них очень важно.

По статистики, именно на синем уровне сегодня функционирует большинство компаний в России.

5 ОРАНЖЕВЫЙ УРОВЕНЬ — УПРАВЛЕНИЕ И Эффективность

После того, как компания вобрала в себя лучших работников, сформировала свои правила и законы, научилась делать хорошую прибыль, начинается формирование пути к успеху. На оранжевом уровне просыпается желание прогресса и повышения эффективности. Именно в этом периоде компания приобретает умение быть эффективной. У сотрудников повышается индивидуальная мотивированность, приоритетным становится получение большего материального вознаграждения и самореализация. Процесс управления такими сотрудниками усложняется, и сделать это будет под силу уже руководителю более высокого уровня.

Такие люди ассертивны в бизнесе — они сами могут вести тренинги по жестким переговорам, они лучшие переговорщики и одержимые предприниматели, могут ставить одновременно несколько целей. Они сами развиваются и учатся всему новому, что считают интересным и не любят дураков. Они ценят деньги и эксклюзивные товары. Их легче замотивировать быстрым успехом, чем долгосрочными или медленно приближающимися целями.

Они могут испытывать большие трудности в роли руководителя, поскольку считают, что подчиненные должны справляться с трудностями самостоятельно.

6 ЗЕЛЕНЫЙ УРОВЕНЬ — ЦЕННОСТИ И ЕДИНАЯ КОМАНДА

В этот период компания становится по-настоящему аутентичной, формируется ее главная миссия и перечень ценностей, ради которых компания существует, у всех сотрудников компании появляется четкое осознание того, ради чего они осуществляют свою деятельность.

У человека (сотрудника или руководителя) проявляется социальная ориентированность, он ищет согласие не только со своим внутренним «Я», но и с другими людьми. Возникает осознание социального равенства в единении с самореализацией. Закладываются основы горизонтальных связей и группового взаимодействия «команда» и «единомышленники». Любые решения принимаются только путем достижения общего соглашения. Они хорошо умеют предотвращать или улаживать групповые конфликты и помогать достигать соглашений, политкорректны, но готовы указать на индивидуальную ошибку, причем независимо от своего статуса в компании. Такие люди верят в то, что у каждого человека есть право голоса.

Эти люди склонны умалять свои таланты, считая, что раз эти таланты естественны для них, то они не имеют ценности. Они часто работают в социальной сфере, где могут применить свою интуицию и межличностные навыки. Это часто хорошие консультанты, волонтеры, врачи и психологи, защитники природы. В отношениях с другими людьми они готовы жертвовать своими интересами ради партнера или команды. Они готовы довольствоваться менее значимой ролью.

7 ЖЕЛТЫЙ

«Желтый» находится на втором уровне спиральной модели, что дает ему больше альтернатив и свободы в поведении и более широкий взгляд на вещи.

Эти люди сами четко определяют свои цели, и им может понадобиться поддержка и знание, не более. Они ищут информацию, поэтому могут быть хорошо начитаны во многих аспектах. Знание — их главный мотиватор. Знание ради самого знания. Очень любят учиться. Это независимые люди, которых не очень заботит то, что думают другие люди, хотя они могут быть заинтересованы в их идеях. Если они работают совместно с другими, они будут работать в качестве члена команды только для того, чтобы выполнить задание. Желтое мышление имеет хорошо развитую самооценку, основанную на том, что они знают, а не на эмоциях или эго. Главная цель — это личная свобода, без ущерба для окружающих. Они знают, что нуждаются в других людях, но они не станут эмоционально зависеть от других — ни от друзей, ни от супругов или других членов семьи.

8 БИРЮЗОВЫЙ УРОВЕНЬ — САМОУПРАВЛЕНИЕ

В качестве ключевых аспектов для них выступают опыт и знания. Они стараются находить возможности для обучения в любом месте. Как правило, сотрудники такой компании отличаются высокой эрудицией, они способны выстраивать гармоничные взаимоотношения с другими людьми. И при этом они не нуждаются во внешнем оценивании, они самодостаточны и эмоционально независимы. Им присуща возможность рассматривать ситуацию с разных точек зрения, благодаря этому, они могут легко решать различные конфликтные и спорные ситуации, в том числе и на предыдущих уровнях.

Характерным для бирюзовых компаний является применение внутреннего консультирования, в котором должен принимать участие весь коллектив. Роль руководителя в таких компаниях отождествляется скорее с ролью наставника. Процесс функционирования можно назвать контролируемым самоуправлением. При этом каждый сотрудник четко осознает свои обязанности и ответственность, что и позволяет компании осуществлять свою деятельность на принципах эффективного самоуправления.