Семнадцатилетняя Робин Уэст - редкая аномалия среди своих сверстников: у нее нет смартфона.
Вместо того чтобы целыми днями крутить ленты в TikTok и изучать Internet, она пользуется устройством, которое ее сверстники окрестили "тупофоном".
Это простой кнопочный мобильный телефоны, как правило, с очень ограниченной функциональностью по сравнению, скажем, с iPhone. С таким аппаратом вы можете только совершать и принимать звонки и текстовые сообщения SMS. И, если повезет, слушать радио и делать очень простые и некачественные фотографии, и у вас точно не получится подключиться к Интернету или пользоваться разными приложениям.
Эти устройства похожи на одни из первых телефонов, которые люди покупали в конце 1990-х годов.
"Я не замечала, пока не купила себе "кирпич", насколько смартфон завладел моей жизнью", - говорит Робин Уэст. "На нем было много приложений для социальных сетей, и я не успевала делать работу, так как постоянно "залипала" в телефоне".
Жительница Лондона, Робин, добавляет, что не думает, что когда-нибудь купит себе смартфон.
"Я довольна своим "кирпичом" - я не думаю, что он ограничивает меня. Я определенно более активна".
Вторая жизнь
Телефоны продолжают переживать возрождение. Согласно отчету компании SEMrush, поисковые запросы на них в Google подскочили на 89% в период с 2018 по 2021 год.
И хотя данные о продажах сложно достать, в одном из отчетов говорится, что в прошлом году мировые закупки смартфонов должны были достигнуть миллиарда единиц, по сравнению с 400 миллионами в 2019 году. Это сравнимо с мировыми продажами 1,4 миллиарда смартфонов в прошлом году, после снижения на 12,5% в 2020 году.
Между тем, в исследовании бухгалтерской группы Deloitte от 2021 года говорится, что каждый десятый пользователь мобильных телефонов в Великобритании имеет смартфон.
"Похоже, что мода, ностальгия и появление их в видеороликах TikTok сыграли свою роль в возрождении "тупофонов", - говорит Эрнест Доку, эксперт по мобильным телефонам на сайте сравнения цен Uswitch.com. "У многих из нас первым мобильным телефоном был именно такой, поэтому вполне естественно, что мы испытываем чувство ностальгии по этим классическим аппаратам".
Доку говорит, что именно перезапуск в 2017 году телефона Nokia 3310, впервые выпущенного в 2000 году и ставшего одним из самых продаваемых мобильных телефонов всех времен, действительно стал отправной точкой возрождения "кнопочников".
"Nokia продвигала 3310 как доступную альтернативу в мире, полном высокотехнологичных мобильных телефонов".
Он добавляет, что несмотря на то, что телефоны не могут конкурировать с последними моделями премиум-класса Apple и Samsung, когда речь идет о производительности или функциональности, "они могут затмить их в таких важных областях, как время автономной работы и долговечность".
Пять лет назад Павел Олейничак, психолог, поменял свой смартфон на Nokia 3310, сначала из-за более долговечной батареи. Однако вскоре он понял, что у этого телефона есть и другие преимущества.
"Раньше я всегда был привязан к смартфону, проверял все и вся, просматривал новости, сообщения, почту или другие вещи, которые мне совершенно не были нужны", - говорит он.
Теперь у Павла больше времени для семьи и для себя.
"Огромным преимуществом является то, что я не зависим от того, чтобы ставить лайки, делиться, комментировать или описывать свою жизнь другим людям. Теперь у меня больше личного пространства".
Однако Олейничак, живущий в польском городе Лодзь, признает, что поначалу переход был непростым.
"Раньше я проверял все, например, автобусы и рестораны, на своем смартфоне [во время путешествий]. Теперь это невозможно, поэтому я научился делать все эти вещи заранее дома. Я привык к этому".
Прибыльный бизнес
Одним из производителей "тупофонов" является нью-йоркская компания Light Phone. Немного более умные, чем обычно для таких продуктов, телефоны этой компании позволяют пользователям слушать музыку и подкасты и соединяются по Bluetooth с наушниками. Однако компания обещает, что в ее телефонах "никогда не будет социальных сетей, новостей, электронной почты, интернет-браузера или любой другой вызывающей беспокойство бесконечной ленты".
Компания заявляет, что в 2021 году она зафиксировала самый сильный год по финансовым показателям, продажи выросли на 150% по сравнению с 2020 годом. И это несмотря на то, что ее телефоны являются дорогими для "тупофонов" - цены начинаются от 99 долларов (75 фунтов стерлингов).
Соучредитель Light Phone Кайвей Танг говорит, что устройство изначально было создано для использования в качестве дополнительного телефона для людей, желающих отдохнуть от смартфона, например, на выходные, но теперь половина клиентов компании используют его в качестве основного устройства.
"Если бы инопланетяне прилетели на Землю, они бы решили, что мобильные телефоны - это высший вид, контролирующий человеческие существа", - говорит он. "И это не прекратится, а только ухудшится. Потребители понимают, что что-то не так, и мы хотим предложить альтернативу".
Танг добавляет, что, как ни удивительно, основные клиенты фирмы - это люди в возрасте от 25 до 35 лет. По его словам, он ожидал, что покупатели будут гораздо старше.
Покой нам только снится...
Эксперт в области технологий, профессор Сандра Вахтер, старший научный сотрудник по искусственному интеллекту Оксфордского университета, говорит, что вполне понятно, что некоторые из нас ищут более простые мобильные телефоны.
"Можно с полным основанием сказать, что в наше время способность смартфона соединять звонки и отправлять короткие сообщения является почти побочной функцией", - объясняет она. "Ваш смартфон - это ваш развлекательный центр, генератор новостей, навигационная система, ежедневник, словарь и кошелек".
Профессор Вахтер добавляет: "Логично, что некоторые из нас сейчас ищут более простые технологии и считают, что смартфоны не могут предложить возврат к более простым временам. Они отнимают у людей кучу времени, не позволяют сосредоточиться и заниматься работой более целенаправленно. Они забирают покой. И в некоторых случаях могут привести к несчастью и перевозбуждению".
Вернувшись в Лондон, Робин Уэст говорит, что многие друзья недоумевают по поводу ее выбора мобильного телефона.
"Все думают, что это просто временное явление. Они постоянно интересуются, когда у меня появиться нормальный смартфон и я буду доступна для общения онлайн".
Она добавляет, что смартфоны всегда "хотят захватить ваше внимание", постоянно отправляя вам уведомления, обновления и свежие новости.
"Это может держать вас в напряжении, может даже возбуждать. Это может быть подавляющим".