В начале весны 1101 г Балдуин I узнал, что через Трансиорданию движется богатое арабское племя. Он форсировал Иордан с отрядом воинов и ночью напал на лагерь арабов. Спастись сумело лишь несколько из них. Большинство мужчин было перебито в их палатках, а остальные были угнаны в рабство. Франки награбили много золота и драгоценностей. Среди пленников оказалась одна беременная женщина, жена одного шейха племени. Услышав о ее положении Балдуин приказал отпустить ее со служанкой, дать им двух верблюдиц и еду. Женщина родила ребенка по дороге и была найдена мужем. Тронутый добросердечием Балдуина, он отправился к королю чтобы поблагодарить его, пообещав, что однажды отплатит ему за доброту.
Тем летом король взял Арсуф и Кесарию, а в сентябре 1101 одержал победу над огромным войском египтян вблизи Ибелина.
В середине мая 1102 года новое войско примерно 20000 египтян и суданцев, которым командовал сын визиря Шарафа аль-Маали, двинулось в сторону Рамлы. Балдуин приготовился к нашествию врага. В Яффе его ждало войско, состоявшее из нескольких тысяч христиан, а гарнизоны Галилеи были готовы в случае необходимости прислать свои отряды. Однако его подвели разведчики. Балдуин решил разделаться с египтянами самостоятельно, не призывая резервы. Он выступил из Иерусалима в сопровождении примерно 500 всадников, в том числе и рыцарей с Запада – Стефана Блуаского, Стефана Бургундского, Гуго де Лузиньяна, бельгийских рыцарей и коннетабля Конрада. Стефан Блуаский предложил более тщательно спланировать сражение, однако его не стали слушать по причине его трусости, проявленной им при осаде Антиохии. В итоге он присоединился к походу и больше ничего не предлагал.
Ехали они беспечно, не сохраняя строй. А свою ошибку Балдуин понял уже когда франки прибыли на равнину, где стояло египетское войско. Пути назад уже не было. Состоялось сражение в котором части рыцарей удалось прорваться сквозь ряды египтян и добраться до Яффы. Часть франков погибла, а Балдуин и оставшееся войско сумели укрыться в небольшой крепости Рамлы, которая оказалась окруженной вражеской армией.
Защитные сооружения не вызывали оптимизма, удержать возможно было только башню, построенную по приказу Балдуина за год до этого.
Ночью к королю пришел араб, оказавшийся мужем той самой женщины, отпущенной Балдуином ранее во время похода в Трансиорданию. В благодарность за спасение жены он предупредил короля о планах египтян атаковать крепость на рассвете, и посоветовал тому бежать. Как бы не жалел Балдуин своих спутников, он решил покинуть крепость и осажденных, хотя его можно было назвать человеком чести. На своем коне Газели, он в сопровождении четырех всадников прорвался через лагерь врага. Также ночью крепость покинули наместник Яффы Литар де Камбре и Готман Брюссельский. Последний, хотя и тяжело раненный сумел добраться до Иерусалима и рассказать о случившейся катастрофе. При этом он верил, что Балдуин сумел вырваться и все еще жив. Утром при штурме все оставшиеся франки во главе с коннетаблем Конрадом были перебиты или взяты в плен. Его, а так же более сотни франков угнали в Египет в качестве пленников. Стефан Бургундский, Гуго де Лузиньян и Жоффруа Вандомский пали на поле боя. Славная смерть Стефана Блуаского способствовала восстановлению его репутации.
Королева и придворные находились в Яффе, когда туда прибыли сумевшие прорваться после дневного сражения. Они рассказали об ужасном поражении, постигшем их в битве с египтянами. Они опасались, что король погиб вместе со всеми остальными рыцарями, и собирались сесть на корабль и бежать.
Войско египтян подошло к Яффе 20го мая, один солдат размахивал головой человека, похожего на короля (этот человек, в действительности звавшийся Гервольд из Виндеке, был действительно очень похож на Балдуина), добавив горя осажденным. Однако с севера показалась небольшая ладья, плывшая в сторону города. Над ней развевался личный штандарт короля, и это показалось чудесным спасением для осажденных.
Бежав из Рамлы, Балдуин направился в сторону побережья и на протяжении двух дней и двух ночей он бродил по холмам, затем поспешно пересек равнину Шарон в сторону Арсуфа. Вечером 19го мая его встретил переполненный радостью Роже Хайфский. Тем же вечером в Арсуф прибыло войско из Галилеи, состоявшее из 80ти рыцарей под командованием Гуго де Сент-Омера. На следующее утро Гуго во главе своего отряда отправился на юг, чтобы попытаться прорваться к Яффе, а сам Балдуин решил прорываться на судне английского искателя приключений по имени Годрик. Стремясь поддержать своих придворных король приказал поднять над судном свой личный штандарт.
Радостная весть, что король жив, вдохновила жителей королевства, собравших войско. Примерно девяносто рыцарей и еще большее количество легкой конницы, получившие фрагмент Истинного креста, было снаряжено в Иерусалиме. Рыцари смогли прорваться в Яффу, однако легкую конницу противник сумел оттеснить в море. В итоге всадникам пришлось бросить лошадей и вплавь добираться до бухты Яффы. Балдуин отправил письма Танкреду и графу Эдессы Балдуину письма о своих потерях, прося прислать подкрепление. Однако еще до того, как Танкред и граф Эдесский смогли отправиться в поход, в бухту Яффы сумела прорваться через морскую блокаду флотилия французских, английских и немецких паломников, состоявшая из двухсот кораблей.
В итоге 27 мая 1102 года состоялось сражение, в котором победу праздновали франки. Подробные сведения о данном сражении не сохранились, однако судя по всему египтяне безуспешно пытались заманить войско Балдуина в ловушку и окружить его, однако конница франков смогла нарушить строй противника и обратить превосходящие силы врага в бегство. Через несколько часов египетское войско сломя голову неслось к Аскалону, а их лагерь и оставшееся имущество были захвачены христианами.
Так в череде случайностей, в которой христиане видели помощь божественного провидения, а точнее непродуманных действий египтян Балдуин одержал над ними очередную победу.
Стоит отметить высочайшую роль лидера, будь то полководец или глава государства. Зачастую гибель или выведение из строя лидера самым негативным образом влияла на моральный дух его подчиненных, приводя целое войско к бегству с поля боя или сдаче врагу. Поэтому тот факт, что Балдуин не был убит в крепости Рамлы, а живой и невредимый предстал перед очи как своего народа самым благотворным образом повлияло на моральное состояние франков.
Источник:
Стивен Рансимен. Завоевания крестоносцев. Королевство Балдуина и франкский восток
P.S. Данная статья была дополнена бОльшим количеством деталей, т.к. изначальный короткий формат предусматривался для других ресурсов. Прошу прощения за возможные неудобства, связанные с этим.
#Иерусалимское королевство #франки #средние века #балдуин
#король балдуин I #бодуэн I #крестовые походы #эпоха крестовых походов