Как и у большинства древних народов Ближнего Востока, еврейская религия была основана на принесении жертв. В это давнее время народ Израиля поклонялся многим ханаанским богам. Затем люди стали считать, что Яхве – их племенной бог, хотя не только он один признавался достойным поклонения. Еще позднее возносить молитву –Богу, и дары – его слугам стало возможно только одному Всевышнему, а остальные небожители были объявлены мерзкими демонами. После этого было решено, что не вообще существует никаких других богов. И только в самом конце, при царе Иосии, вышло постановление, что приносить жертву единственному Богу-царю можно только лишь в одном Иерусалимском храме.
Так иудаизм стал очень централизованной монотеистической религией. Ей руководила группа потомственных священников во главе с первосвященником, чья династия была сравни царской – его власть передавалась в рамках одного рода. Такое положение сохранялось в период Второго храма – с 516-го года до нашей эры, когда он был построен, и до его разрушения в 70-м году н.э.
Но когда Иерусалимского храма не стало, положение начало быстро меняться…
За века существования закона Иосии, народ Израиля привык, что приносить жертвы можно было только в одном месте. Поэтому первое побуждение, вероятно, было восстановить храм, и жить по старинке. Но Римская империя оказалась слишком сильна. Большинство евреев просто разбежалось. А остатки священников, которые выжили после силового подавления народного восстания и падения Масады, сказали, что они – все: не будут приносить жертвы до возведения Третьего храма.
Считается, что это может сделать только Мессия, а когда он придет – не знает никто. Но человек такое существо – он всегда подстроится. Поэтому иудаизм испытал новый период децентрализации и демократизации религиозной жизни. Раньше там был централизованный авторитаризм: должность первосвященника передавалась в рамках одного рода, а простые коэны были наследственной кастой.
Теперь пришло время изолированной демократии: каждый может стать раввином, создать собственную религиозную школу и приобрести собственных последователей, соревнуясь во влиянии на паству с множеством конкурентов. Раввин – в переводе «учитель», а совсем не «жрец».
При этом, отличия между коэнами и раввинами кардинальные: первые приносят Всевышнему жертвы и организуют проведение всенародных празднеств, ну и толкуют божественное слово, если им, конечно не лень. Собирают с людей десятину, чтобы обеспечить свое существование. Вторые – просто знатоки священных писаний, которые учат их положениям еврейский народ.
С разрушением храма соответственным образом изменились и духовные практики. Поскольку проводить жертвоприношения стало некому, да и негде, основной акцент был сделан на молитву. Везде, где жили евреи, были построены синагоги. А если это не было возможным, синагогой становился любой частный дом. Под опекой знавшего писание мудрого раввина возносились молитвы в каждую субботу и в религиозные праздники.
Иудейские обряды, занимавшие немалое место среди 613-ти заповедей Торы, были «временно приостановлены» на неограниченный срок. Все задачи, возложенные на коэнов, в один миг стали неуместными. Поэтому правоверный иудей теперь должен молиться, поститься, читать Тору, и больше ничего.
С одной стороны, порядок исполнения этих обязанностей подробно записан. Сословие коэнов вполне сохранилось, хотя династия первосвященников исчезла давно. С другой стороны, фактически они давно забыты. Евреи теперь обращают внимание на моральный аспект своей веры. Считается, что в будущем придет Мессия. Он восстановит храм, вернет старые порядки и молча исправит все.
#евреи #иудаизм #история #израиль