В этом интервью матушка Ольга, жена православного священника, поделилась с нами своим взглядом на жизнь, а также опытом семейного образования. Что она думает по поводу счастья для своих детей и как, на её взгляд, образование связано со счастьем для ребёнка.
Они с семьёй живут на далёком приходе у нас в Киргизии. Приход бедный, зарплата у отца семейства маленькая. У них пятеро детей, помощников у неё нет. Младший ребёнок аутист. Когда они переехали на тот приход, школ православных рядом не было, и матушка вынуждена была заниматься с детьми дома.
Она учила троих, а у всех были разные программы, разные классы. В это же время двое маленьких детей на руках. Ещё обязанности по хозяйству. И ни тени ропота. Спокойная, добрая.
— Скажите, пожалуйста, были ли у вас планы стать женой священника?
— Нет, планов у меня, конечно, таких не было. Я поступала учиться просто потому, что мне было ужасно всё интересно. Потому что я буквально вот только начинала ходить в церковь года два или три и литературы было крайне мало вначале 90-х и я, когда увидела перечень богословских дисциплин, у меня глаза загорелись: «Хочу, хочу всё знать». Вот только ради этого я поступала.
— Если сравнить вашу жизнь до замужества и после, когда вы стали женой священника, ощущается ли какая-то существенная разница в духовном плане? Например, ощущение близости к Богу?
— Вы знаете, я думаю, не обязательно быть в семье священника, чтобы быть ближе к Богу. Ближе к Богу везде можно быть.
Просто до замужества ты один, а после уже ты в семье. И ты не только себя наполняешь чем-то, но ещё нужно делиться, детям что-то передавать, общаться с ними, взращивать в них что-то настоящее.
— То есть у вас в семье идёт упор больше на нравственное воспитание, на то, чтобы дети выросли хорошими людьми?
— Ну, это конечно. Это самое главное — нравственность.
Если его не заложить, всё остальное уже не будет иметь какого-то плотного фундамента. Будут трудности внутренние. Но на этом всё не ограничивается, нужно ещё культурное, интеллектуальное развитие. Всё это параллельно происходит.
— Матушка, расскажите, пожалуйста, о себе. Сколько у вас детей, чем вы занимаетесь, какие у вас интересы?
— Ой, даже не знаю, что у меня в жизни интересного. Детей у нас пятеро, старший уже в институте учится, второй сын заканчивает школу, ещё есть дочка, она учится в 9 классе. Ещё есть маленький ребёнок, он в четвёртом классе учится сейчас, и самый младший, он не учится, у него аутизм. Это то, что касается детей. А интересы… они все вокруг детей. Так как ни на что больше времени не остаётся. Своими делами не получается заниматься больше.
— Матушка, какое у вас образование?
— Образование у меня школа, плюс я в ташкентском духовном училище училась.
— И там вы познакомились с будущим мужем?
— Да. Но мы вместе не учились, были на разных курсах. Познакомились уже на следующий год после того, как закончили обучение.
— Почему вы выбрали семейное обучение для своих детей?
— Это была вынужденная мера. Мы решили этим заняться не потому, что мы были какие-то новаторы, экспериментаторы. Школы у нас есть неплохие в городе. Две по крайней мере. В одной из них дети сейчас учатся, учителя хорошие.
Но на тот момент было желание, чтобы дети учились в православной школе. Там программа была по новым российским учебникам, были предметы по изучению Закона Божия, церковно-славянского языка, была история России, углублённое изучение английского языка. Поэтому и появилось желание, чтобы дети учились именно там.
А школа была далеко, и поэтому пришлось туда отдать, но в форме домашнего обучения. Так мы ездили туда раз в четверть, сдавали экзамены по всем предметам.
— Сколько времени дети обучались вне школы?
— Больше всего старший сын. Он 9 лет учился заочно. Второй 7, а дочка 4 года.
— Как у вас формировался и проходил образовательный процесс?
— По правде говоря, конечно, сложно. Потому что у меня никакого опыта не было и представления о том, как это будет происходить, абсолютно никакого тоже не было.
Сначала мы поехали в школу, побеседовали с первой учительницей. Она объяснила, что нужно приобрести, мы купили поурочные разработки по всем предметам. Она объяснила нам всё-всё от самых азов. Рассказала, как вести тетрадки, сколько клеточек отступать, как оформлять и писать контрольные и диктанты, потому что я вообще ничего не знала.
Когда мы ездили в школу, я каждый раз её спрашивала, если мне было что-то непонятно, она мне объясняла. Таким образом это всё проходило.
К каждому уроку приходилось готовиться накануне вечером, а утром проводить урок.
— Что нового вы открыли для себя во время обучения детей на дому?
— Всё было новое. Потому что я давно училась в школе и ещё по советской программе.
Всевозможные прописи, множество пособий на развитие логического мышления, чего, например, у меня в детстве не было.
Учебники очень интересные, красочные, понятные. Я помню, когда мы учились, учебники были маленькие, иллюстрации крошечные, чёрно-белые, мутные. А тут такие большие красивые иллюстрации, всё подробно объясняется. Конечно, сейчас материалы гораздо лучше и интересней.
— В старших классах больше профильных предметов. Скажите, пожалуйста, вы их тоже сами преподавали?
— Да. Это было сложно. В седьмом классе старший сын уже занимался практически самостоятельно. Он изучал тему по учебнику, потом обращался к видеоурокам с Ютуба и, если чего-то не понимал, то уже я пыталась вместе с ним разобраться в теме.
Именно поэтому мы пошли в общеобразовательную школу, потому что я поняла, что дальше уже не смогу ему помогать.
Плюс на тот момент родились ещё два малыша, и это очень мешало обучению. Приходилось отвлекаться на маленьких.
— Есть ли что-то такое, что вам больше всего понравилось в семейном обучении?
— Наверное, самой всё это заново проходить. Стала учить английский, кыргызский, который я вообще не изучала. Было радостно и приятно узнать что-то новое.
— А какие минусы в семейном образовании для вас были?
— Эти годы всё-таки были очень тяжёлые для здоровья, и я сильно надорвала его. Перегрузки были ужасные: домашняя работа, два маленьких ребёнка, плюс занятия с детьми и никаких помощников. По ночам надо было сидеть и осваивать два новых для меня языка, делать переводы по всем темам, и только после этого проводить уроки. Это было очень тяжело. Неподъёмно конкретно для меня.
— Какой тип обучения был выгоднее относительно материальных затрат?
— Экономически дома была проще, чем в школе. Потому что не нужно было столько выходной одежды покупать, тем более что у нас со средствами всегда было очень стеснено. В школе помимо этого ещё деньги сдавать надо было. Но к нам отнеслись с пониманием, как к малоимущим, и не брали с нас денег за обучение.
— Какой вывод вы сделали после того, как прошли через опыт семейного образования?
— Я думаю, что мы гораздо больше проходили материала, чем в школе. В процессе обучения получилось гораздо больше дать дополнительной информации. Конечно, эрудиция у детей развивалась хорошо. Но отсутствие со сверстниками общения, конечно, сказалось.
В старших классах у сына был достаточно негативный опыт общения. Было много неприятного, болезненного. Когда он пошёл в школу, надо было приспосабливаться, и он не совсем понимал, как себя надо вести. В общем, социализация довольно трудно проходила.
Важно, чтобы дети общались не только со своими братьями и сёстрами. Надо, чтобы они привыкали к тому, что люди бывают разные. А они привыкли к одной общей домашней среде, они друг другу понятны. А когда они пришли в школу, как в тёмный лес, как инопланетяне какие-то, такие растерянные, не знают, как себя вести.
— Что бы вы могли посоветовать людям, который практикуют семейное обучение или только присматриваются к нему?
— Тем, кто уже этим занимается, наверное, ничего. Так как у каждого свой личный опыт формируется. А тем, кто собирается, наверное, рассчитать свои силы заранее.
— Оставьте, пожалуйста, доброе пожелание для читателей.
— Желаю, чтобы родителям всегда получалось находить добрый душевный контакт с детьми, сердечный. Чтобы уважать своего ребёнка как личность. Не давить. Не выдавливать из них ничего. Не требовать ничего сверх их сил. Давать какую-то внутреннюю свободу. Любить их такими, какие они есть. Тогда всё будет хорошо.
Что-то не очень хорошее пытаться исправлять, а что-то хорошее помогать развивать. И не загонять их в жёсткие рамки.
— Большое спасибо.
Если вы тоже ищете альтернативные варианты образования детей, подписывайтесь на наш канал!
Брала интервью: Яна Виноградова, педагог, мама 2 детей
Консультировала интервьюера: Лаура Романовская, психотерапевт, мама сына на СО
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Другие интервью на канале:
«От добрых слов горы ложатся»: как воспитать настоящего мужчину
Другие статьи автора о семейном обучении:
Во сколько лет и как проходить программу первого класса? Личный опыт