Найти тему

Семейное образование. Год в финской школе: деградация и скукота. Личный опыт

Вот уже год как дети стали учиться в финской школе после перезда из России. Сразу скажу, что переехали исключительно по семейным обстоятельствам, заранее сожалея, что придётся отправлять детей в типичную по убожеству западную школу (прочитайте о наших предыдущих мытарствах в западных странах).

В России дети почти 3 года проучились на семейном образовании

Были очень довольны, ходили в миллион интереснейших бесплатных гос. кружков, ни в какую школу не хотели и ногой ступить (наслушались «ужасов» от сверстников о наших теперешних школах).

Но в Финляндии нам пришлось играть по местным правилам

К слову скажу, семейное образование здесь разрешено, но… надо сдавать зачеты в школе на финском и по финской программе. Поскольку я, как домашний учитель детей, не владею финским, то СО нам пока не светит. Может в будущем, но пока надо освоить язык.

  • В Хельсинки есть русская школа при посольстве, куда могут поступить дети даже не сотрудников.
  • Также есть и русско-финская школа в пригороде Хельсинки.

Это, наверное, наилучшие варианты для русских детей, но нам это не подходило, т. к. в Хельсинки мы жить никак не хотели. Да и русская посольская школа, судя по информации на сайте, взяла активный курс на дистанционку и цифровизацию, что не обещает быть полезным.

В Финляндии к иностранцам привыкли

и в любой школе, при поступлении иностранного ученика, школа формирует спец. программу на первый год обучения, где главным предметом является финский, плюс некоторые из обычных предметов, как правило — наиболее легкие для восприятия, чтоб ребёнок постепенно втягивался в школьную жизнь и активно практиковал язык.

Или же в Европе настолько уже потеряли всякое понятие о том, что такое качественное образование, что искренне считают систему оглупления детей очень классной.

*ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Когда-то финские школы действительно были лучшими в Западной Европе. А именно — до середины 90-х годов. Дело в том, что финское школьное образование являло собой смесь системы гимназического образования взятого из царской России со школьной системой СССР и ГДР. Они взяли из этих систем, но упростили программу. Советскому образованию в конкуренты это не годилось, но по сравнению с остальными западными странами в Европе это был очень высокий уровень.

Однако, начиная с 90-х, эта система стала активно разрушаться директивами сверху, становясь все примитивнее и абсурднее. Последний сильный упадок программы случился в последние 5-10 лет…

Опишу, что и как согласно нашему личному опыту, а уж читатель пусть делает выводы сам.

Перечислю некоторые из, мягко говоря, недостатков, стараясь по возможности убрать эмоции. А потом перечислю и хорошее из стремления к объективности.

Итак, недостатки:

  • Математика очень поверхностная и запутанная — всё расчитано на то, чтобы просто натаскать ученика на шаблоны без истинного понимания концепций и взяимоотношений между числами. Наши дети, учась по советским учебникам в России, оказались примерно на 2-3 года впереди своих финских сверстников по математике. Хотя и это не совсем верно, т. к. финская программа несравненно уже.
  • Преподавание очень слабое, учителя явно даже не понимают основ педагогики. Например, часто преподавание на уроке сводиться к даче заданий из учебника без особых объяснений. Даже обучение финскому поставлено так, что является мучением. Не хватает системности, много зубрежки слов без использования их на практике.
К счастью, мы додумались позаниматься 2-3 месяца перед школой с русской учительницей финского. Это дало детям хорошую базу и позволило вытерпеть пытку первых месяцев изучения финского в школе гораздо лучше.
Также очень помогало и то, что дети свободно владеют английским, а многие учителя достаточно хорошо говорят по-английски. Это облегчило объяснения на уроках: учителей, знающих русский, тут тоже довольно много, но насколько хорошо они говорят, сказать не могу.
  • О моральном воспитании судите сами по таким двум примерам: учитель этики может запросто рассказать историю о том, как, будучи в раздражении по дороге в школу, показал средний палец другому водителю. А на уроках музыки в седьмом классе 80% музыки, дающейся на прослушивание — рэп и хэви-металл. Думаю, тексты песен там никто и не думает просматривать на наличие ненормативной лексики и непристойностей. Такой подход даёт моментальные плоды: большинство мальчиков уже в седьмом классе матерятся как на финском, так и на английском.
  • Изучение химии сводится к бездумному зазубриванию названий химических элементов и проведению опытов без особой теоретической базы. Типа, а вот сегодня мы смешаем такое и такое и получим интересное третье. И зачем это третье, и что там за процессы, объясняется самым поверхностным образом.
  • Такого предмета, как литература, нет. Есть урок чтения раз в неделю. Дети приносят какие хотят книги и молча читают в классе. Иногда четвероклашки читают вслух одну и ту же книгу. Но никаких рассказов про писателей, объяснения историчеких реалий жизни и прочего, привычного нам на уроках литературы, тут нет. Семиклассники читают своё молча. Большинство читают комиксы или дурацкие журналы.
  • Несмотря на провозглашённое стремление к созданию непринуждённой и свободной обстановки в школе, на деле в школе много ненужных правил, иногда абсурдных. Детей сильно приучают всё делать по инструкции, как бы превращая их в роботов.

Можно продолжать довольно долго, но думаю, общая картина более-менее понятна.

Теперь о хорошем:

  • Коронавирусные меры были умеренными — маски носить не заставляли, расписание не меняли, только на переменках не разрешали оставаться в школе — выгоняли всех на свежий воздух (чему я была рада), также не разрешали играть на одной площадке на улице — разделяли на секции.
  • Раз в день большая перемена на полчаса. Младшеклассники обычно играют в активные игры, чаще всего на свежем воздухе. Часто это организуют учителя. Это и весело, и полезно.
  • Уроки физкультуры иногда проходят на школьном катке, иногда на беговых лыжах,
Иногда младшеклассников выводят в соседний лес побегать и поиграть, старшеклассники иногда бегают в районе школы
Иногда младшеклассников выводят в соседний лес побегать и поиграть, старшеклассники иногда бегают в районе школы
  • При школе есть пара бесплатных кружков — раз в неделю. Наши в основном ходили на спорт. Там просто как физкультура, но поразнообразнее. Пару раз вывозили их покататься на горных лыжах за символическую плату.
  • Есть полезные уроки по домоводству — учат немного шить, немного плотничать, готовить. Причём у мальчиков и девочек программа одинаковая, что не очень радует детей. Интересы и стремления не учитываются. Но хоть что-то практически полезное.
  • Нагрузка маленькая. Домашнего задания почти нет. Благодаря этому мы имеем возможность продолжать учёбу дома по советской программе и сдавать аттестацию в России.

В общем, нашему четверокласснику школа пока не в тягость

Это место общения со сверстниками, иногда бывает довольно весело. Но сам ребёнок характеризует это как «хождение в детский сад».

А вот нашему семикласснику очень тягомотно

Общение со сверстниками сильно ограничено в силу «наркозависимости» большинства одноклассников от гаджетов. Также у сверстников очень узкие и примитивные интересы и частое присутствие ненормативной лексики.

Так что, немотря на свою общительность, ребёнок чаще сам по себе. Берёт с собой хорошую книжку или слушает разнообразную тщательно отобранную мамой качественную музыку на переменках через плейер.

Кроме того, хочу отметить самую грустную перемену за этот год — сильное снижение творчества дома

-3

Младший ребёнок ещё более-менее творит дома согласно своим увлечениям и способностям. А вот старший совсем сник. Как-то пропал интерес ко всему, хотя ещё год назад разрывался между целым рядом увлечений.

Домашнее обучение по советской программе и учебникам пришлось несколько ужать

Обычно у нас не больше трёх уроков в день. Что-то делаем на выходных, но не всегда. Я не из тех, кто считает полезным детям корпеть над учебниками по 10 часов в день. Нацеливаемся на главное и на качественные знания. Убираем по возможности «воду» из программы.

Кстати, сравнение с финской программой дало детям возможность оценить высокий уровень и пользу советской программы. Они воочию увидели, что знают и умеют гораздо больше финских сверстников.
И теперь гордятся своими достижениями и сознательно понимают важность продолжения учебы дома.

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

-4

Автор: Полина Крапивина, мама детей на семейном образовании

Читайте другие статьи этого автора:

В какой стране лучше растить и обучать детей? Личный опыт в США, Австралии, России и Финляндии. Часть 1

В какой стране лучше растить и обучать детей? Личный опыт в США, Австралии, России и Финляндии. Продолжение

Альтернативное мнение о финской системе обучения:

Школы, в которых не учатся наши дети: как расслабленная Финляндия выходит на первое место в мире по результатам школьников