Найти в Дзене
MovieStart

Режиссёры «Экспедиции.Док» РГО: Настоящий док сработает только у неравнодушных и даже немного наивных

фото: Леонид Круглов
фото: Леонид Круглов

Сколько раз возвращаясь из путешествия, мы думали – из этого мог бы выйти отличный фильм! Но всё, как правило, заканчивается тем, что домой привозишь пару кадров с пейзажами, сотню селфи на фоне гор и пирамид и яркие воспоминания. Что же нужно для создания документального фильма? Каким образом запланировать киноэкспедицию, как собрать свою команду и замотивировать её на съёмки в сложных условиях?

Журналист и руководитель креативных программ Дарья Шатова пообщалась с Леонидом Кругловым, Дарьей Хреновой и Антоном Юрмановым – кураторами новой экспериментальной лаборатории неигрового кино «Экспедиция.Док», которая планируется к запуску в ближайшее время.

— Как вы сами пришли к тому, что киноэкспедиция стала вашим образом жизни?

Леонид Круглов, фотограф, путешественник, этнограф, режиссёр-документалист: За последние 25 лет я организовал более 30 экспедиций по самым труднодоступным и сложным локациям мира. Работал над документальными фильмами и сериалами, а также с журналами «Nation Geographic», «GEO», «Вокруг света». За этот промежуток времени я приобрёл огромный опыт организации экспедиций, съёмок, общения с необычными людьми, с дикими животными и другие навыки, которым можно научиться только пройдя этот большой и тернистый путь. До 30 лет я был похож на одного сказочного персонажа, сидевшего на печи. А потом «слез с печи» и отправился путешествовать. За год дома «гостил» по два месяца. Последние два-три года, после того как у меня появилась семья и родилась дочка, путешествовать стало проще. Семья дает мне на это силы. Я уезжаю, они остаются. Связь теряется на месяц-полтора, но они меня поддерживают. Если бы этой поддержки не было, у меня многое не получилось бы. Я не знаю ни одного настоящего путешественника, который был бы одиночкой и которого не ждали бы дома. Без этого выжить невозможно.

фото из личного архива Леонида Круглова
фото из личного архива Леонида Круглова

Дарья Хренова, автор, режиссёр и продюсер документального кино: На самом деле, к путешествиям тянет многих, но я после киноинститута десять лет просидела на телеканале «Культура», практически никуда не выезжая со сьёмками – всё должно было сниматься в Москве, да и основная работа была связана с планированием кинопоказа, то есть это был отдел почти офисного типа работы. Кроме того, маленькие дети, семья – максимум, что я делала, вывозила детей на каникулы. Каких-то замыслов, поисков, желаний исследовать природу – было много, но совершенно было непонятно, как переключиться на другой образ жизни. Мир открыт, а ты чувствуешь себя экспонатом, приколотым на булавку под стеклом. И когда я ушла наконец со всех «комфортных» точек работы, с телеканалов, двери вовсе не раскрылись навстречу, как можно подумать. Их пришлось открывать через силу, начинать какие-то авторские проекты, закладывать фундамент, развиваться, открывать собственную студию, и всё это поначалу было более чем сложно. Кстати, я почти сразу начала преподавать, получив приглашение от института Культуры, сначала это были отдельные занятия, а потом руководство курсом режиссуры, и, мне кажется, мы взаимно со студентами вдохновляли и вселяли веру друг в друга, были больше соратниками, нежели мастером и учениками.

Задачи ехать в какие-то экзотические локации у меня не было, на фоне организационных и финансовых сложностей о своих мечтах я поначалу просто забыла. И к многочисленным экспедициям пришла уже через конкретные темы, которые хотела реализовать. Первый проект был связан с Архангельской областью («Поморы. Первые в Арктике») и поморскими сёлами, а второй поволок вслед за художником по самым неизвестным горным поселкам Италии («Волшебная гора Винченцо Бьянки») – с Италией я тогда познакомилась впервые и сразу с такого ракурса, который был незнаком не только моим друзьям, успевшим исходить всю Италию вдоль и поперек, но и самим итальянцам, которые удивленно пожимали плечами, услышав эти названия.

В мире, который давно весь уложен на карты, возможны только твои личные географические и человеческие открытия. Для меня исходная позиция – когда я понимаю, что всё задуманное немыслимо и невозможно. Это главный источник вдохновения. Всё то, что доступно – не очень интересно.

Каждый раз – это новый маршрут, который приходится разрабатывать с нуля, если это независимый авторский проект. Здесь всё оказывается в твоих руках. Самостоятельно занимаешься логистикой, организацией, формированием группы, разработкой маршрута.

Невероятно интересно, как рождается, как завоёвывается каждый кадр, который зритель потом видит на экране. Никто даже представить себе не может, как снимался тот или иной документальный эпизод, куда при этом пришлось залезть съёмочной группе.

Подробнее - в материале Moviestart.ru