Голос черный, захвати золу. Захвати золу, как я — лунный свет. Отвори врата злому мороку, принеси на плечах тихим шепотом… Призываю со дна Окияна из-под бел-горюч-камня тяжелого, навьим миром охранного, холод лютый, могильный. Ты на зов мой отзовись, черным мороком обернись, семь цепей поломай, семь замков отвори, отрави кровью черной, иссуши до последней капельки, тоской жгучей бедовой сожги… ("Вершители. Копье Маары")
Именно с этого заговора начались проблемы у героев второй части цикла "Вершители". Его произносит возвратившаяся из мира мертвых ведьма, заговаривает кинжал, который смертельно ранил главную героиню.
Понятное дело, что в художественной литературе, тем более подростковом фэнтези, любое магическое действие воспринимается как выдумка автора. Но не в этом случае.
Фэнтези славянское, историческое, поэтому в основе - реальный этнографический и фольклорный материал.
Итак, первый элемент заговора ("Голос черный, захвати золу. Захвати золу, как я — лунный свет. Отвори врата злому мороку, принеси на плечах тихим шепотом") является заговором-призывом - ведьма обращается к темным силам, просит их о помощи. В нем скрыты несколько важных для язычества образов:
1) черный как образ всего злого, образ насильственной смерти, которую ведьма намеревается причинить,
2) зола как символ почившего – у славян имелось поверье, что на пожарищах не отстраивать дом (даже знакомые нам города, павшие в период монголо-татарского нашествия, отстраивались рядом, а не на пепелище),
3) лунный свет как символ потустороннего мира. Известно, что все колдовство совершается ночью, при свете луны. И языческие гадания – тоже.
4) Врата как знак перехода из одного мира в иной
5) Упоминается шепот – заговоры нашептывались. В Сибири колдунов именовали шептунами, например.
Основная часть заговора ("Призываю со дна Окияна из-под бел-горюч-камня тяжелого, навьим миром охранного, холод лютый, могильный. Ты на зов мой отзовись, черным мороком обернись, семь цепей поломай, семь замков отвори, отрави кровью черной, иссуши до последней капельки, тоской жгучей бедовой сожги") представляет собой заговор на выздоровление, прочтенный наоборот.
В заговорах на выздоровление знахарь вначале останавливал кровь, запечатывал раны семью печатями (7 – священное число, наряду с 3 и 40 у язычников), изменял хворобу или рану в нечто легкое, что может развеяться, унеся с собой заболевание (птичий крик, перышко, например), и затворял его под тяжелым камнем где-то очень-очень далеко.
Кстати, Окиян выбран не просто так – он появляется не только в "Сказке о царе Салтане", но частенько мелькает и в заговорах (и именно в таком написании - Окиян). Интересно, что такой географический объект, действительно, был – им в 14-16 веках называлось Японское море, что засвидетельствовано в картах Ремезова и Чертежной книге Сибири. Для славян центральной России и Сибири это достаточно далеко, чтобы использовать в заговорах, верно? Кстати, есть мнение, что бел-горюч-камень, под который запирали все болезни – это скалы Два брата, что в Приморье.
Учитывая, что Ирмина творила ворожбу «на смерть», то и формулу заговора она прочитала наоборот (нечто похожее можно столкнуться в каббале) – извлекла беду из-под камня, превратила ее в морок черный, самый страшный в мире Вершителей, поломала все семь охранных печатей и направила на конкретное злодеяние – отравить кровь и иссушить жизнь.
Что из этого получилось – читайте по второй части цикла «Вершители»!
#евгения кретова #вершители #славянское #фэнтези #обычаи #славянская мифология #славянское язычество #язычество
Подписывайтесь на канал : увлекательные истории, новости литературы, презентации книг и серий, авторский взгляд и писательское закулисье, а также заметки бывшего юриста - все это найдете на моем канале. 📕 Путеводитель по каналу
Мои книги в книжных магазинах: Book.24 , Лабиринт , Озон , ЛитРес , Storytel , wildberries , my-shop .