Найти в Дзене

ДОНСКОЙ ХУДОЖНИК СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ КОВАЛЁВ

Сергей Александрович Ковалёв - коренной азовчанин. Его предки были зажиточными судовладельцами. «Родовое гнездо» Ковалевых - большой дом на перекрестке улицы Гоголя и пр. Зои Космодемьянской. Сергей часто проезжает мимо него на своем велосипеде, отправляясь на этюды. Дом-то, в общем, давно не принадлежит семье, раскулаченной после революции. Только часть его после «перестройки» признали имуществом прямых наследников. Там никто не живет, кроме бродячей собаки, которую Сергей кормит... Так получилось. И что интересно - в то самое время, когда репрессировали одну ветвь рода, представитель другой ветви «шел в гору». «Всесоюзный староста» Калинин - близкий родственник «кулаков» Ковалевых. Такое уж время было, крушившее и лепившее судьбы с библейским размахом. Сергей Александрович Ковалёв можно смело назвать одним из самых известных азовских художников. Его картины востребованы и любимы не только на Дону, но и далеко за пределами России. Добиться признания при жизни во все эпохи и во всех с

Сергей Александрович Ковалёв - коренной азовчанин. Его предки были зажиточными судовладельцами. «Родовое гнездо» Ковалевых - большой дом на перекрестке улицы Гоголя и пр. Зои Космодемьянской. Сергей часто проезжает мимо него на своем велосипеде, отправляясь на этюды. Дом-то, в общем, давно не принадлежит семье, раскулаченной после революции. Только часть его после «перестройки» признали имуществом прямых наследников. Там никто не живет, кроме бродячей собаки, которую Сергей кормит... Так получилось.

художник Сергей Александрович Ковалёв
художник Сергей Александрович Ковалёв

И что интересно - в то самое время, когда репрессировали одну ветвь рода, представитель другой ветви «шел в гору». «Всесоюзный староста» Калинин - близкий родственник «кулаков» Ковалевых. Такое уж время было, крушившее и лепившее судьбы с библейским размахом.

Сергей Александрович Ковалёв можно смело назвать одним из самых известных азовских художников. Его картины востребованы и любимы не только на Дону, но и далеко за пределами России. Добиться признания при жизни во все эпохи и во всех странах означало одно: безусловный успех живописца. О том, что для этого нужно - наш разговор с мастером.

ИСКУССТВО - ЭТО СВЕТ

Сергей Александрович Ковалёв не сразу нашел себя. Его родители - Ольга Петровна и Александр Васильевич жили более чем скромно. В доме никогда не было достатка, и, понятно, что в семейном кругу проблемы высокого искусства не обсуждались. Пробовал заниматься спортом. Но хоть и крепким, коренастым мальчишкой рос - не увлекся всерьез. Судьбу будущего живописца решил случай из разряда «не было бы счастья, да несчастье помогло». Так уж вышло, что серьезно заболев, Сережа несколько месяцев лечился в одном из Ростовских санаториев. Именно там он начал рисовать. Более того, руководитель кружка обратила внимание на спокойного, усидчивого мальчишку, разглядела в нем несомненную одаренность. Хорошие отзывы, да и само чудо создания рисунка, работы с красками окрылили Сергея.

Для меня искусство - это свет, - убежденно говорит Сергей Александрович. - Это счастье, ради которого стоит жить.

Первой «школой» для Сережи Ковалева стала мультстудия «Солнышко» при Доме пионеров. Талантливый художник и добрейший человек, руководитель студии Александр Васильевич Цыбулин обучил мальчика технике акварели и посоветовал побольше рисовать с натуры. Так, походы на этюды с детства стали привычным и любимым делом Сергея. Кстати, одновременно с ним студию посещали Юрий Бессмертный и Олег Майборода - ныне известные и преуспевающие художники. В этом, несомненно, есть заслуга педагога, который сумел направить энергию и фантазию мальчишек в нужное русло, помочь найти свое направление в изобразительном искусстве.

В мультстудии к юному художнику пришели первый успех -мультфильм «Черешня», который Сергей Ковалев, смеясь, называет автобиографическим, занял третье место на Московском Всесоюзном фестивале.

- Я придумал и нарисовал историю про медвежонка, который пригласил гостей, чтобы полакомиться черешней. Но, пока гости шли, мишка съел черешню сам, а от стыда завязал рот салфеткой, - улыбаясь, рассказывает Сергей Александрович.

Призер фестиваля был награжден путевкой в комсомольский лагерь «Орленок» и впервые оказался на Черном море. Было это как раз после окончания восьмого класса. Самое подходящее время для попытки поступить в художественное училище. Сергей и попытался - но, увы, в РХУ им. М.Б. Грекова учиться ему было не суждено. Конкурс был огромный, и парень просто не добрал баллов. Вернулся в школу с крепкой мечтой во что бы то ни стало добиться цели - он видел себя только художником и только живописи хотел посвятить жизнь. После десятого класса решил поступать на художественно-графическое отделение Ростовского педагогического института. Однако и в этот раз, сдав на «отлично» спецпредметы, не прошел - подвела тройка по русскому языку и, главным образом, отсутствие протекции...

Что делать? До армии оставался год. И пошел Сергей Ковалев работать на завод КПО. Но не в обычный цех устроился, а почти по любимой специальности - стал художником-оформителем.

- Помню, горд был невероятно, - вспоминает Сергей Александрович.

- Я - и вдруг художник. Вот так, сразу! Первое объявление целый день писал. То ошибку сделаю от волнения, то кляксу поставлю. Но ничего - справился. И старшие коллеги меня очень поддерживали. С пониманием относились, помогали, подсказывали. А чуть позже даже в «шабашках» дали возможность поучаствовать. Хоть вблизи посмотреть, как это делается, можно было. И тогда я понял, что это - не это - не мое дело, хоть и хлебное. И огромное спасибо художнику Владимиру Петровичу Стаценко, моему тогдашнему непосредственному начальнику, который многие вещи мне, мальчишке, разъяснил. И главный его урок, слова: «Сережа, не разменивайся», - я на всю жизнь запомнил. Это касалось и работы, и создания семьи, и всего самого главного...

ПРЫЖОК В ПУСТОТУ

Пришло время отдавать воинский долг отчизне. Призвали Сергея в ВДВ. Службу свою он проходил в одной из Прибалтийских республик. Но так уж сложилось, что большую часть армейского времени он посвящал работе по своей непосредственной специальности - красные уголки оформлял, огромные гербы СССР на торцах общественных зданий изображал. Однажды даже машину с подъемным устройством в алый цвет выкрасил. Правда, не специально.

Было это как раз тогда, когда на брандмауэре герб нужно было исполнить во всем его великодержавном величии. Висел Сергей в корзине на большой высоте, да знай, колоски и флаги республик разукрашивал. А тут как раз - обеденный перерыв. Водитель снизу «маякует» - мол, пора отчаливать. Пора - так пора. Пошел Сергей обедать, а ведерко с красной краской так в корзинке и забыл... Ну, а после обеда большой тарарам был. Ведерко в корзине опрокинулось и окрасило машину в пожарный цвет...

Но все-таки главное воспоминание об армии - не дежурное заполнение стенгазет. Воздушно-десантные войска - это же один из самых мужественных родов Вооруженных Сил, подразумевающих прыжки с парашютом. И, конечно же, первый прыжок навсегда остается в памяти.

- Я в первый раз летел в самолете и должен был сразу совершить первый в своей жизни прыжок. Конечно, очень волновался, но не от страха, а от любопытства. Будто в другой мир попал. Нереально все было. А тут вдруг команда: «Пошел». Я и пошел, - смеется Сергей Александрович. - Иструкцию-то я четко помнил: сколько секунд от-считать нужно, прежде чем кольцо дергать. Но мне это время показалось вечностью. Не утерпел я, и рванул кольцо раньше времени. В результате, купол парашюта подхватило воздушным потоком, оставленным самолетом, и стропы закрутило... Я голову вверх поднимаю - а строп надо мной нет! Они в канат сплелись, оказывается. И так я летел - то в одну сторону меня раскручивало, то в другую. Такая вот карусель. Слава Богу, приземлился нормально.

Свободный полет, тем более такой экстремальный, забыть невозможно. И для того, чтобы вновь повторить его - нужна отвага. Но спустя много лет Сергей решился на такой же прыжок. Вот только не с высоты. А в высоту.

НУЖНО ЛЮБИТЬ...

После армии Сергей Ковалев успешно поступил на худграф Ростовского пединститута. Там его учителями стали Павел Александрович Черных и Владимир Александрович Трунин. Появилась возможность выезжать на пленер в далекие края - Среднюю Азию, Поволжье, Санкт-Петербург. Но роднее и ближе всего Сергею пленеры в окрестностях станицы Вешенской и в нашем Приазовье. Степи, ерики, крутые полынные холмы да курганы и тихий Дон-батюшка. Картины Сергея Ковалева скромны, естественны и поэтичны, как сама природа. Оттого и нравятся людям.

- Чтобы картина была законченной, настоящей, нужно любить то, что пишешь, - признается Сергей Ковалев. - Нужно всю душу вкладывать. Иначе не картина выйдет, а холодный постер. Если без души пейзаж сделан, то лучше вместо него фотографию на стену повесить.

Сергей - профессионал. Холст «раскрывает» за три часа. Дальше - можно либо продавать его сразу, либо дорабатывать до бесконечности. Что Ковалев и делает зачастую.

- Над некоторыми вещами по многу лет работаю, - говорит он, - и это естественно для меня. Я неторопливый человек, немного даже тугодум. Но если вдруг увижу, что та или иная деталь картине необходима - обязательно внесу изменения.

Несколько лет после окончания института Сергей Ковалев работал учителем рисования в общеобразовательной школе и школе искусств села Кагальник. Но в 1993 году решился на шаг, вполне сопоставимый с прыжком в пустоту. Отказался от постоянного заработка и перешел на «вольные хлеба». А ведь была уже семья. Супруга Татьяна, двое детей - Петр и Ирина. Сильно рисковал наш художник, но риск оказался оправданным, несмотря на то, что свою мастерскую Сергей был вынужден организовать в собственной квартире. Не положено «не членам» Союза художников мастерские иметь. А в союзы всякие общественно-политические и даже творческие Сергей Ковалев вступать никогда не хотел.

- Я очень благодарен своей жене за понимание и поддержку. Не каждая женщина сможет вот так, как она, не ставя никаких условий, и тем более ультиматумов, мириться с трудностями и верить в то, что муж поступает правильно. Поймите, чтобы стать настоящим художником, нельзя писать полотна урывками, между делом. Нужно все свое время, всю свою жизнь посвящать живописи. Тогда, может быть, будет результат. И помнить всегда необходимо: успех никто не гарантирует, - говорит Сергей Александрович.

Сегодня уже можно утверждать, что как художник, живописец, наш земляк состоялся. Он давно уже не висит между небом и землей, а прочно чувствует почву под ногами. Родную почву. А картины его - и на Кипре, в США и в ЮАР, не говоря уже о Москве, Питере, и Ближнем Зарубежье - да по всему свету прижились. Так уж вышло, что именно их предпочитают покупать и дарить в память о нашей малой Родине. Просто они и есть живая память. Глядишь на них - и слышишь вечерний лягушачий концерт, чуешь запах прелого камыша и полынной степи...

Да. Творческая и семейная жизнь удалась Сергею. Выросли дети, радуют родителей своими успехами. Но только одна вещь, помимо вечного творческого поиска, не дает Сергею Александровичу покоя:

- Где наши Третьяковы и Мамонтовы? Где великие меценаты, которые могли бы поддержать российское искусство? - с горечью спрашивает Сергей Ковалев. - Был недавно в Москве. Увидел, что большинство некогда знаменитых галерей закрыто. Почему? Ведь столько в России талантов. Почему наши олигархи предпочитают тратить деньги на зарубежные футбольные команды, а о развитии культуры не думают? Ведь культура и искусство - это национальное достояние. Стержень нации. Ее душа. Неправильно это. О будущем нужно помнить всегда!

"Старая протока" 85х60 Художник Сергей Ковалёв
"Старая протока" 85х60 Художник Сергей Ковалёв

"Лебяжий яр" 90х50 Масло/Холст  Сергей Александрович Ковалёв художник
"Лебяжий яр" 90х50 Масло/Холст Сергей Александрович Ковалёв художник

художник Сергей Александрович Ковалёв Масло/Холст "ВЕЧЕР"
художник Сергей Александрович Ковалёв Масло/Холст "ВЕЧЕР"

"На Дону на Доне" 110х70 Масло/Холст художник Сергей Александрович Ковалёв
"На Дону на Доне" 110х70 Масло/Холст художник Сергей Александрович Ковалёв
"Вечер на Ерике" 90х60 Масло. Холст Художник Сергей Александрович Ковалёв
"Вечер на Ерике" 90х60 Масло. Холст Художник Сергей Александрович Ковалёв

"Стародонье" 180х110 Масло/Холст художник Сергей Александрович Ковалёв
"Стародонье" 180х110 Масло/Холст художник Сергей Александрович Ковалёв

#донской художник Сергей ковалёв #сергей александрович Ковалёв художник #искусство живописи #ростовский художник сергей ковалёв #живопись #живопись #художник #пейзажи донской природы #тихий дон #сергей ковалёв