Чарльз Дарвин считал, что человек произошел от обезьяны. Фридрих Энгельс добавил к этому, что благодаря труду обезьяна стала человеком. А можно ли сделать обезьяну похожей на человека, если воспитывать ее в человеческой семье с самого рождения? Вопрос интересный, даже странно, что эксперименты, посвященные данной проблеме, проводились всего лишь несколько раз.
Опыты Надежды Ладыгиной-Котс
Русский исследователь-зоопсихолог Надежда Ладыгина изучала поведение молоденькой шимпанзе Иони. Это был уже не младенец, но до нее таких опытов никто не ставил. А ее эксперименты относятся к 1913 году. Иони прожил в семье Надежды два с половиной года. Потом он умер от болезни. Ладыгина-Котс сформулировала свои выводы в научной работе. Она пришла к выводу, что шимпанзе легко обучаются новым навыкам.
Самое интересное началось позже, когда у Надежды появился собственный ребенок. С самого момента появления сына на свет зоопсихолог вела дневник, где описывала развитие мальчика. Когда ему исполнилось 7 лет, у Ладыгиной-Котс появились основания для новых выводов. Оказалось, что до трех лет детеныши человека и обезьяны развиваются примерно одинаково. Затем ребенок прогрессирует дальше, а обезьянка останавливается в своем умственном развитии.
Эти выводы важны для понимания следующих экспериментов.
Опыты супругов Келлогов
В 1931 году американские биологи Люэлла и Уинтроп Келлог взяли в свою семью семимесячную шимпанзе Гуа. У супругов уже был сын Дональд, который был на три месяца старше обезьяны.
Довольно скоро ребенок и детеныш обезьяны подружились. Они проходили одинаковые тесты. В одних сообразительнее оказывалась Гуа, в других – Дональд. Обезьянка частично освоила прямохождение, но с человеческой речью дело зашло в тупик. Гуа хорошо знала всех членов семьи, но если они надевали другую одежду, могла их не узнать.
Эксперимент закончился, когда родители поняли, что ребенок начинает превращаться в обезьяну. К 19 месяцам он знал всего три слова, издавал некоторые звуки, свойственные обезьянам и начал передвигаться на четвереньках. Гуа вернулась в питомник, а Дональд вырос нормальным человеком.
Опыты Стефани Лафарж
Этот эксперимент гораздо больше известен широкой публике, вероятно, потому, что он был поставлен в 70-х годах прошлого века, когда информационный обмен между людьми поднялся на новый уровень. Многим он известен, как «проект Ним».
Женщина взяла на воспитание двухнедельного детеныша шимпанзе, которого назвали Нимом. Поскольку у Стефани были свои дети, она кормила Нима грудью. Довольно быстро обезьянка научилась пользоваться ложкой и горшком. Говорить по-человечески Нима не заставляли, экспериментаторам хотелось научить его азбуке жестов.
По уверениям Стефани Лафарж, Ним выучил более 125 жестов, которыми пользовался вполне разумно. Он якобы даже научился водить автомобиль, хотя это вряд ли является правдой. А вот курить марихуану обезьяна стала. Для этого особого интеллекта не требуется.
Ним оказался очень популярной медийной личностью. Его фотографии печатались в журналах, он участвовал в телепередачах.
Когда спустя четыре года Нима представили другим зоопсихологам, те пришли к выводу, что Ним только имитирует жесты и в запасе у него их всего 25, а не 125, как уверяла Стефани Лагранж. Эксперимент был признан неудачным. Понятно, что женщина и ее муж расстроились – ведь они воспринимали Нима, как члена семьи.
Но уже к четырем годам у шимпанзе стала проявляться немотивированная агрессия. Он нанес серьезные ранения одному из служителей. Обезьяну пришлось вернуть в питомник. Но там Ним оказался своим среди чужих и чужим среди своих. С другими обезьянами он не находил общего языка. Когда его приехал навестить руководитель проекта, Ним узнал его и бросился ему на грудь. Дальнейшую жизнь шимпанзе провел в различных семьях – люди стали ему ближе, чем его сородичи. В 26 шесть лет Ним умер от инфаркта. Обычно шимпанзе живут гораздо дольше.
Таким образом, даже воспитание в человеческой семье не может сделать из обезьяны человека.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал!