"Не хочет учиться... Не хочет делать уроки... Не хочет читать... Не хочет мне помогать... Не хочет заниматься со специалистами... Ничего не хочет...". Это одни из самых распространённых жалоб на моих консультациях. Их все объединяет одна большая проблема - отсутствие или снижение мотивации ребёнка к какой-то важной деятельности. Поэтому я решила разобрать эту тему.
Признаюсь честно, что для меня самой проблема "мотивации детей" остаётся весьма сложной, порой невозможной, так как сама мотивация к чему-то начинается ещё в маленьком возрасте, в семье. Ко мне приходят дети с уже нарушенной мотивационной сферой и чтобы некоторых заинтересовать чем-то уходит много времени. Сегодня поговорим о том, какая мотивация существует, на что она влияет, а также обозначим чек-лист универсальных рекомендаций по повышению внутренней мотивации детей.
Существует 2 типа мотивации: внешняя и внутренняя.
ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ. Это когда человек делает что-то ради получения каких-то бонусов (деньги, похвала, игрушки, признание, покупки, статус, карьера...).
ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ. Когда человек что-то делает что-то ради самого процесса. Он получает удовольствие от этой деятельности, без всяких наград. Эта мотивация является более сложной и эффективной, чем внешняя. Внутренняя мотивация ещё практически не развита у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Более старшие дети начинают учиться или осваивать что-то сами, так как уже некоторые представляют кем хотят стать и понимают важность учёбы.
Благодаря этой мотивации человек с лёгкостью преодолевает трудности.
Внутренняя мотивация - это идеальная мотивация. А достичь идеала, как вы знаете, очень трудно, а в некоторых случаях невозможно.
Из этого следует важная мысль, что чем младше ребёнок, тем больше мы делаем упор на внешнюю мотивацию, то есть на всякие "плюшки" (поощрения).
Почему мы требует, чтобы ребёнок хорошо учился? Чтобы он любил какой-то предмет или учителя, чтобы дополнительные занятия посещал с удовольствием? Нет! Ребёнок не обязан быть отличником, не обязан быть угодным учителям и окружающим, не обязан любить заниматься чем-то , что вы считаете для него важным (или для себя?). И чем младше ребёнок , тем больше наших "хотелок" он должен реализовывать. Это НАМ нужны его пятёрки, это МЫ хотим, чтобы он ходил на кружок, это НАМ важно, чтобы он много читал и знал, это МЫ привели его к специалисту, а он и не хотел с ним заниматься и т.д.
Дети в младшем возрасте действуют под влиянием импульсивных чувств и желаний, возникающих здесь и сейчас. Они не могут объяснить почему они хотят так сделать или уже сделали. Поэтому их внутренняя мотивация направлена на развлечения и игру. Природа всё предусмотрела, ведь именно игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Это необходимо для развития мышления, речи и коммуникации ребёнка. Внутренняя мотивация на учёбу начнёт появляться многим позже, годам к 10 (у всех по разному). А пока взрослый может только создать условия для развития той самой внутренней мотивации и мотивировать внешними стимулами.
Отдельно хочу упомянуть детей с особенностями развития, которые испытывают трудности с саморегуляцией и мотивацией (порой даже внешней) в силу нарушения нервной системы. Специалисты не понаслышке знают как трудно привлечь некоторых детей к совместной игре, некоторых даже трудно угодить на месте или хотя бы привлечь их внимание. Что уже там говорись о внутренней мотивации. Здесь надо понимать важную вещь родителям, что внутренняя мотивация- это результат развития мышления и мотивационно-потребностной сферы. Это высшие психические функции, которые созревают долго, а у некоторых не созревают совсем. У некоторых детей с особенностями все психические функции задерживаются в своём развитии, тем более мышление как одна из сложных интегративных функций. Поэтому многие из них не понимают что они делают на занятии, что от них хотят и зачем им это надо. Они реализовывают свои потребности (сенсорное и двигательное насыщение). Поэтому внутренняя мотивация таких детей недоступна. Специалисты используют разные приёмы внешней мотивации в работе с такими детьми. И родители не должны удивляться и тем более проявлять недовольство тем, что специалист не может найти подход и замотивировать. В силу органических нарушений мозга этим детям просто недоступна высшая психическая деятельность и внутренняя мотивация в том числе. О мотивации этой категории детей я, возможно, расскажу в следующей статье (если у вас будет к этому интерес).
Вам, конечно же, не терпится узнать, а как же мотивировать наших "нехочух"? С внешней мотивацией всё понятно: поощряй, награждай, хвали. А вот с внутренней не совсем понятно. Вот на ней я и хочу остановиться подробнее. Откровенно говоря, у меня нет универсального работающего на 100 процентов, совета: "Делай так и ребёнок сразу захочет учиться". Но я поделюсь рекомендациями, которые помогут вам понять как создавать условия для развития внутренней мотивации.
МОТИВАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Поскольку этот период посвящён развитию игры у ребёнка, то мотивчики будут касаться именно игровых моментов. Пока про школу речи не идёт.
- Подвижные игры, сюжетные игры. Для дошкольника игра - это главный инструмент развития базы для обучения в школе. Именно подвижная игра вызывает наибольший интерес у большинства детей младшего возраста. Чтобы замотивировать ребёнка на занятиях нужно перенести коррекционные цели в игру. Тк будет более эффективно.
- Настольные (дидактические) игры. Не все дети их любят, но многие с интересом играют. Сейчас можно найти настильные игры по любой проблематике (по русскому языку, по математике, по пространственному мышлению, по развитию внимания, по развитию схемы тела и прочее). Играй-не хочу!
- Внезапное появление-исчезновение игрушки. Малыши это обожают. Специалисты часто используют этот приём для привлечения внимания ребёнка.
- Обыгрывание игрушки. С одной игрушкой можно разыграть целый спектакль и отработать все звуки или проработать коммуникативные проблемы. Была бы фантазия у взрослого, а уж ребёнок с удовольствием включится в эту игру, не подозревая, что с ним занимаются, а не играют.
- Сюрпризные моменты. Любят все дети и очень этого ждут. Почему бы не делать внезапные сюрпризы за какие-то реальные успехи ребёнка?
- Интрига, ожидание. Ради этого ожидания ребёнок готов выполнить любые задания, лишь бы узнать что там или получить долгожданную игрушку.
- Сенсорные игры. Если у ребёнка нет гиперчувствительности, то он с удовольствием будет возиться с этими играми. Их часто используют специалисты для занятий с особенными детьми.
Добиваться мотивированности нужно постепенно, правильно организовывая подачу материала. Многие цели можно добиться через игру с ребёнком. Нужно только пофантазировать и адаптировать ваш запрос к игровой ситуации.
МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ. Здесь уже ведущей деятельностью становится учебная. Поэтому и способы мотивации будут другими.
- Обследование у специалистов. Если ребёнок не хочет ходить в школу и учиться в целом, то стоит обратить внимание на наличие проблем со здоровьем или незрелость психических функций. Это может приводить к значительным трудностям освоения школьных навыков и, как следствие, отказом её посещать. Покажите ребёнка врачам и нейропсихологу.
- Снизить ожидания и требования к ребёнку. Для этого нужно принять, что у ребёнка есть задержка в формировании каких-то функций и он не может полноценно учиться. Принять и заниматься его развитием.
- Относиться к учёбе как к обязательной деятельности в жизни ребёнка, но не единственной. Сделайте так, чтобы ребёнок смог где-то ещё самоеалкзовываться, там, где ему действительно будет интересно. Даже если это идёт вразрез ваших представлений.
- Интересуйтесь не только оценками, но и увлечениями, друзьями и желаниями ребёнка.
- Старайтесь быть ему принимающим другом, а не осуждающим взрослым.
- Обязательно меняйте обстановку, "картинку" вокруг ребёнка. Выезжайте куда-то на выходные и каникулы (прогулки, музеи, гости, море).
- Не сравнивайте ребёнка с другими, а сравнивайте с самим собой. "Раньше ты допускал 5 ошибок в предложении, а сейчас только 3. Ты-большой молодец!".
- Похвала. Одна из самых распространённых мотивашек. Но здесь нужно быть осторожным, так как чрезмерная похвала может привести к обратному эффекту. Учёные утверждают, что если похвала применяется по любой мелочи, то внутренняя мотивация будет снижаться. А вот если вы похвалите за то, что ребёнок делает что-то лучше других, преодолевая трудности, то это существенно повысит внутреннюю мотивацию. Проще говоря, похвала должна быть адекватной затраченным усилиям. Но это не касается детей с особенностями развития. На занятиях в начале хвалить их нужно за каждую мелочь, постепенно усложняя задания и отодвигая похвалу.
- Учебно-познавательные игры. В моём арсенале есть много настольных игр на решение многих проблем обучения письму , чтению и счёту. В игровой форме куда интереснее запоминать словарные слова.
- Создание ярких наглядных образов. Постарайтесь объяснять ребёнку тему, используя его любимых героев, их приключения и прочие интересные образы.
- Создавать ситуации успеха. В любой деятельности ребёнок должен суметь что-то сделать. Поэтому начинать следует с лёгких заданий, с которыми он справится, постепенно усложнять. Так создаётся цепочка ситуаций успеха и последующие трудности ребёнку будет уже легче встречать.
- Свободный выбор заданий. Позвольте самому ребёнку решать очерёдность выполнения уроков или самому спланировать своё время после школы. Давайте больше свободы в выборе, не навязчиво подводя его к продуктивной организации своего времени. Ребёнок будет чувствовать свою самостоятельность и ответственность и с большей вероятностью начнёт следовать сам своему же расписанию.
- Создание проблемных ситуаций, поиск решения, исходя из своего опыта. Предложите ребёнку подумать над тем, что было бы с ним или с каким-либо героем, если бы он (ваш вариант). Пускай ребёнок сам предложит свой вариант решения задачи. Здесь хорошо работают книги с логическими заданиями. Например, книги Якова Перельмана для детей.
- Побуждение к поиску нестандартных решений.
- Собственный пример. Ребёнок во всём копирует взрослых, даже подросток. Поэтому если вы хотите, что он полюбил читать, тогда он должен чаще видеть своих родителей с книгой в руках , а не с телефоном.