Схема строится вокруг кредита. Клиент купил авто, а ему ещё втиснули в договор поручение на перевод денег каким-то мутным конторам, которые якобы окажут юридическую помощь и когда надо своего аварийного комиссара делегируют. И стоит это удовольствие баснословных денег!
Хитрость состоит в том, что клиент даже не знает, что эти деньги уходят на сторону, так как он эти деньги не платит, а передает их в итоге банк. То, что их придётся возвращать банку, покупатель авто узнает значительно позже, когда фактически деньги вернуть уже будет невозможно!
02 июля 2021 года был принят закон, в соответствии с которым в договоре потребительского кредита (займа) запрещается проставление кредитором отметок о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг. Изменения внесены в ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)". Данные изменения вступили в силу.
Причиной разработки и принятия данных поправок послужило большое количество жалоб заемщиков на навязывание им дополнительных услуг, которое зачастую происходит "незаметно" для потребителя из-за того, что пакет документов для подписания готовит кредитная организация и в условия будущего договора попадает якобы выраженное согласие на приобретение дополнительных услуг. Очень часто такие услуги не имеют для потребителя отдельной ценности и многие заявляют, что при наличии выбора они не приобрели бы страховые, юридические, медицинские и иные услуги, которые с целью основной сделки (кредит) никак не связаны
(Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 августа 2021 г.).
Однако, что же такое «наличие выбора» на деле?
Человек приходит в автосалон оформлять приобретение автомобиля в кредит, ему дают кипу бумаг с мелким шрифтом. Хорошо, если он заметит некое повышение расходов за счёт каких-то дополнительных услуг. И что с того? Задав вопрос менеджеру в рубашечке и юбочке, он получит ответ примерно в таком духе:
Ой, меня просили никому не говорить, но вам скажу... Это лишь «страховка», от которой можно отказаться позже!
Естественно, этот ответ – полная ложь!
Что же это могут быть за «допы» тогда? Да, на самом деле, хоть что – чем фантазия богата. Это и «юридическая поддержка», и «помощь на дороге», и эвакуация.
На изображении ниже представлены также некоторые образцы работы «воображения» ушлых менеджеров для обоснования увеличения кредита:
В каждом отдельном случае можно бороться с этой проблемой: писать претензии, подавать в суд и даже выигрывать дела.
Вместе с тем, чаще всего нереально взыскать в принудительном порядке денежные средства, потому что находятся они не на счетах банка или автосалона, а на счетах либо индивидуального предпринимателя, либо отдельной организации с каким-нибудь звучным названием, но полным отсутствием имущества и большим списком таких же пострадавших взыскателей.
Можно также подавать заявления в полицию, по которым, возможно, возбудят уголовные дела. Но это также не принесёт результата, удовлетворяющего интересы пострадавшей стороны.
Почему так происходит?
Потому что проблема не касается одного конкретного человека, проблема является глобальной, порождённой экономической нестабильностью, нежеланием государства уделять время просветительским и воспитательным инициативам, которые могли бы позволить гражданам не «вестись» на навязанные «допы», а также нежелание государства юридически регулировать сферу взаимоотношений между потребителем и продавцом (банком), включая в неё механизмы, которые давали бы человеку не формальную, а реальную возможность отказаться и не потратить денежные средства в разумные сроки без судебных разбирательств.
Что сделали мы?
Изучив несколько подобных ситуаций, Челябинская областная общественная организация социального развития «Просвещение и прогресс» обратилась в несколько компетентных органов с заявлениями и обращениями: в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, в Законодательное Собрание Челябинской области и Прокурору Челябинской области.
Целью обращений было не просто кого-то конкретного наказать, сотрясти воздух, а подготовить почву, для того чтобы хотя бы в рамках региона представительная власть начала готовить законы, поправки к законам или иные нормативные правовые акты, касающиеся глобальной борьбы с прохиндеями.
Ведь если оценить ситуацию глобально: в схеме обмана граждан участвуют не только те, кто получают с этого "большой кусок", но также и автосалоны, и банки.
Обманывать оказалось выгодно всем.
Ниже представляем вам скан-копии обращений:
Если вкратце, то законотворцев мы просили как оказать содействие и направить запрос в компетентные органы, так и рассмотреть вопрос включения в план законопроектных работ законопроекта, касающегося пресечения описанной в заявлении незаконной деятельности на территории Челябинской области для повышенного внимания компетентных органов к рассматриваемым ситуациям. Прокурора Челябинской области мы просили также оказать содействие в работе с компетентными органами, а ещё рассмотреть вопрос внесения в законодательный (представительный) орган или орган, обладающий законодательной инициативой, предложения о создании законопроекта, касающегося пресечения описанной в заявлении незаконной деятельности на территории Челябинской области для повышенного внимания компетентных органов к рассматриваемым ситуациям. Ну и, наконец, УФАС по Челябинской области мы попросили проанализировать на предмет выявления и анализа реальных и потенциальных нарушений антимонопольного законодательства со стороны ВСЕХ участников этой "схемы" (кстати, их коллеги с других регионов уже анализировали подобную историю https://fas.gov.ru/publications/1629)
А что в итоге?
Законодательное Собрание и Прокуратура ответили кратко с намёком, что, мол, какие тут инициативы законотворческие? Какой разбор полётов? Отправим ваши обращения прямиком в областной Роспотребнадзор:
Казалось бы, ожидаемый ответ. Однако УФАС по Челябинской области отличился бОльшим презрением. Отправлять по компетенции они ничего не стали, попросту немного напоили "водой" в своём обширном отказе, в котором через каждое слово сквозило подобное:
Мы вам НИЧЕГО не обязаны, ваши людишки САМИ ВСЁ подписали. Что вы тут о рынке рассуждаете? Что вы нам на наших коллег из других регионов тычете? Будет что-то поинтереснее - приходите.
Кроме того, "внимательные" должностные лица областного УФАС ещё и надопускали фактологических ошибок, подтвердив вышеописанное впечатление:
Какой же ответ поступил от "вишенки" этой бюрократической цепочки?
Областной Роспотребнадзор испытал настоящее раздвоение личности. Сначала наши жалобы и стенания пришли к ним из Заксобрания. На них орган ответил в духе "у вас ни на что нет полномочий, отвечать не будем", "кипу ваших документов вроде бы и видим, а вроде бы и что-то мешает":
Потом наши стенания пришли к областному Роспотребнадзору из областной Прокуратуры. Ведомство тут же "переобулось" в другой ответ:
По итогу компетентный орган не нашёл ничего другого, как посоветовать людям, обратившимся в суд, обратиться в суд! Похвальная работа людей, получивших юридическое образование, у которых 100% какой-нибудь из родственников попадался на такую же уловку.
Если уважаемые представители всех указанных компетентных органов нас читают, то общественный вердикт своему бездействию вы давно уже знаете! Мы не будем останавливаться на полпути - вслед за региональными запросами пойдут федеральные. Мы видим, что лёд в сфере борьбы с прохиндеями в различных областях начинает таять и знаем главный принцип работы с госорганами: