Потеряли или нет, судить вам. Детство Раисы Гвоздевой прошло в 50-тысячном Моршанске Тамбовской области. Мое - в миллионной Самаре. Но во время разговора создалось ощущение, что мы на одной волне, потому что наше воспитание основано на одних и тех же подходах: в семье, школе, пионерской организации.
Школа, которая учила жизни
Раиса окончила среднюю школу № 3 г. Моршанска в 1976-м. Последние годы была секретарем комитета комсомола. Рассказывает об учителях с восхищением, помня каждого по имени.
- В 60-х они работали без окриков и унижений, умея приструнить самых задиристых и хулиганистых ребят. В первом классе у Раисы было 45 человек, в большинстве - мальчики. Но Раисе Михайловне Журавлевой, первой учительнице, удавалось находить нужные слова, после которых повторять проступок желания не возникало.
- Чтобы призвать к порядку и заинтересовать задир, учитель пения сформировала хор мальчиков с 1-го по 10-й класс. Школа в 60-70-е гг. была настоящим центром внеклассной работы. Бесплатные кружки и секции, факультативы и мероприятия звали детей в распахнутые двери почти круглосуточно.
- На высоком уровне было и трудовое воспитание. Речь не только о самообслуживании, но и об уроках кройки и шитья, например. К 8-му классу Раиса научилась моделировать одежду, пользоваться швейной машинкой и т. д. А еще с 5 по 7 класс были трудовые десанты: ребят на автобусах возили в поля на сбор картошки и свеклы. Воспоминания о совместных застольях, вкусе картошки и хлебушка, приготовленных над дымком, сохранились до сих пор.
- Высокий уровень образования. В 60-70-е гг. не знали, что такое репетиторы, но при этом процент поступления в вузы был высоким. Выпускники из Моршанска становились студентами МГУ, МИФИ и других престижных вузов. Сама Раиса с первого раза не попала в самарский медицинский институт, зато с отличием окончила медучилище в г. Новокуйбышевске, а потом и вовсе решила сменить профессию, поступив на химико-биологический факультет пединститута. Ее призванием оказалась работа среди колбочек и пробирок.
- Отсутствие поборов. На спортинвентарь, ремонт и оформление зала к праздникам школьники зарабатывали сами. На картошке, собирая металлолом и макулатуру. Учителям дарили исключительно цветы, даже на выпускной. Правда, в Самаре уже практиковали подарки, но сборов на линолеум, покраску и побелку не было и там.
Слушая Раису Гвоздеву, понимаешь, что в советскую эпоху курс на развитие всесторонней гармонической личности не был пустым звуком. Женщина вспоминает, как Зорина Вера Семеновна, учитель истории, вела школу политинформаторов. Ребята учились работать с прессой, разбираться в политических событиях, отстаивать собственное мнение.
Пионерская организация
За развитие инициативы, самоуправление и активную жизненную позицию отвечала пионерская организация. Кстати, в этом году она отмечает свое столетие. Для ребят на рубеже 60-70-х принятие в пионеры было значимым событием, которое невозможно забыть. Раиса Гвоздева вспоминает: она была в числе первых 25 человек, которые давали клятву в Зале трудовой и боевой славы краеведческого музея. Пионерские галстуки им повязывали лучшие ученики школы.
С детьми работали освобожденные вожатые - Зоя и Нина. Пионеры ходили за девушками гурьбой, подхватывая любую инициативу и внося собственные предложения. Слеты проходили по интересам. Даже знакомство с профессиями (в Моршанске работали три фабрики: суконная, табачная и швейная) состоялось нетрадиционно - с помощью родителей. Дети их расспрашивали, совместно готовили материал, приносили в школу образцы продукции.
Разбившись на двойки и тройки, ребята обходили дома в поисках ветеранов Великой Отечественной. По итогам создали стенды, которые легли в основу будущего школьного музея. Ничто так не сближает с соседями, как знакомство с их героическим прошлым. Раиса вспоминает: напротив детской площадки жила женщина, которая в годы войны была санитаркой. Когда она выходила за водой, школьники, игравшие в лапту или штандер, наперегонки бежали помочь отнести ей ведро.
Особенно тепло Раиса рассказывает о пионерском лагере от суконной фабрики. Вожатые учили ребят плавать, шить мягкие игрушки, знакомили с природой. Кто что умел сам, тому и учил детей. В те годы еще разрешались походы с ночевкой. А это предусматривало умение собрать рюкзак, свернуть одеяло, спать в спартанских условиях. Но зато... до самого отбоя петь у костра.
Во дворе тоже были разновозрастные отряды, которыми руководили сами дети. Шефство над дворовой площадкой Раисы взяла девочка, посещавшая музыкальную школу. Она организовала праздничный концерт с билетами за 3 копейки. Родители с удовольствием заплатили, а ребята заработали себе на мороженое.
Все начинается с семьи
О чем бы мы ни говорили, все время возвращались к теме семьи. Раиса Гвоздева рассказывает: мама никогда не контролировала домашние задания, тем более не выполняла их вместе с детьми или за детей. Но девочке было совестно ее опозорить. Ведь мамина фотография висела на доске почета - она была уважаемым на фабрике человеком.
Анатолий Добрович считает, что семья должна дать ребенку три вещи:
- Чувство гордости за семью. И в случае Раисы совершенно очевидно, что родители - мерило выстраивания отношений в обществе. И они, и бабушка с дедушкой были уважаемыми людьми, подвести которых просто невозможно. Как-то старичок в деревне, где те жили, сделал девочке замечание, что она не поздоровалась. Раисе хотелось провалиться сквозь землю.
- Семейные традиции. Немного патриархальный уклад с его уважением к старшему мужчине ( дедушка сидел во главе стола и в шутку называл себя "сидящим на престоле"), отношение к режиму дня и чувству времени (дедушка постучал по щеколде - значит, пора домой), стирка до белизны (вывешенное на улице белье всегда может оказаться достоянием чужих глаз) - все эти традиции Раиса усвоила на всю жизнь. С их помощью воспитывает и собственных внуков.
- Чувство общности с семьей и ответственность за конкретное дело. Раиса помнит, что на них с сестрой была возложена ответственность наполнять на участке баки с водой. А еще им приходилось выручать взрослых, когда случались возвратные заморозки, например. Родители на работе, а нужно срочно укрыть помидоры или огурцы. Они понимали, что если ничего не делать, урожай просто погибнет.
Кстати, уважать просьбы матери Раису научили в школе. Как-то учительница сказала: тебя попросили, а ты не сделала. Оказалось важнее погулять с друзьями. А когда тебе захочется получить конкретный подарок на праздник, и мама тоже проигнорирует твою просьбу, будет обидно?
Надеюсь, что вам, как и мне, было очень интересно познакомиться с Раисой Гвоздевой. Если вы хотите почитать о хранительнице домашнего музея Клавдии Суховой, жмите здесь.
Пишите свои мысли в комментариях, жмите палец вверх и обязательно подписывайтесь на канал "А ну-ка, бабушки!".
Виктория Самарская