Татьяна Петровна Кондратьева – народная артистка России (2009 год), актриса и режиссёр театра кукол «Теремок» с 1975 г.
Родилась в 1952 году в станице Григориполисская Новоалександровского района Ставропольского края. За 48 лет работы в «Теремке» Татьяна Петровна сыграла огромное количество разноплановых ролей. Искусство Кондратьевой синтетично. Она играет как в детских спектаклях, так и во взрослых.
Как режиссер-постановщик Татьяна Петровна ставит спектакли для самых маленьких зрителей: «Гусенок» Н.Гернет, «Три поросенка» по пьесе В. Швембергера, «Машенька и Медведь» (инсценировка написана самой Т.Кондратьевой), «Царевна-лягушка» Н. Гернет. Совместно с Геннадием Игоревичем Шугуровым был поставлен дипломный спектакль выпускников Саратовской государственной консерватории «Пустяки» в оригинальном даже для театра кукол жанре «театр рук».
Татьяна Петровна с большим удовольствием предаётся воспоминаниям, рассказывает о своём опыте работы актрисой и с особым теплом говорит о своих студентах. Нам удалось побеседовать с режиссёром в перерыве между репетициями над премьерным спектаклем «Слонёнок».
– Расскажите о своём пути в профессию артистки театра кукол.
Я жила в маленьком городке и о профессии кукольника ничего не знала. Один единственный раз видела спектакль театра марионеток Е.С. Деммени. Он приезжал к нам в город на гастроли. Я тогда занималась танцами, акробатикой, гимнастикой, на фортепиано играла и цирком увлекалась. Я даже не знаю, и родители не знали, откуда у меня всё это появилось. Я делала шпагаты, мостики, стойку на голове. А потом мне захотелось, чтобы вокруг меня были зрители. Я стала убегать из дома на центральную площадь, стелила папино солдатское одеяло и показывала свои цирковые достижения. Шло время, после 9 класса я приехала в Саратов поступать в театральное училище. Поступала на драматическое отделение, но, как говорят, было несовпадение внутренних и внешних данных, и на драматическое отделение я не поступила. Тогда мне предложили поступить на отделение артист театра кукол. Взяли меня без экзаменов. Я училась этой профессии, и так получилось, что влюбилась в неё. У меня были очень интересные роли, много приглашений в разные театры… Но педагог решил, что я должна отправиться к опытному режиссёру. Так я попала в Пермский театр кукол. Я не знала, что такое Урал. Было очень холодно. Я ходила в валенках, сшила себе длинное пальто, два года вытерпела и вернулась в Саратов. Как раз тогда мне предложили преподавать в театральном училище. С 1974года я работаю на сцене нашего Саратовского театра кукол «Теремок» и преподаю в театральном институте при Саратовской государственной консерватории. Я художественный руководитель курса.
– Что было самое сложное в освоении профессии?
Для меня сложного ничего не было. Мне так всё нравилось. Единственное, что было очень сложно для меня, не смотря на расписание занятий, с 8:15 по 20:00, оставалось очень много свободного времени. Мне не хватало движенческих дисциплин. Я стала дополнительно по вечерам ходить в дом офицеров в театральный кружок. Для меня тогда существование без движенческих дисциплин было просто невозможно. Я себя некомфортно чувствовала. Вот это было самое тяжелое, но я всё равно нашла выход.
– В чём сложность работы с куклами?
Всё зависит от того, какая кукла. Есть куклы лёгкие – Петрушки, но всё равно на протяжении 45 минут – часа, держать руку над ширмой всё время в поднятом состоянии. Это кончено тяжело. Вот у меня был Малыш из спектакля «Малыш и Карлсон». Спектакль шёл более полутора часов, и Малыш практически не уходил со сцены. А кукла весила около 4 кг, и всё время держать её на вытянутой руке и при этом ещё проживать как актриса – очень тяжело. И вот сейчас мы репетируем спектакль «Слонёнок» – здесь куклы уже другой системы, ростовые. Они большие. Даже наши актёры, которые уже привыкли к таким нагрузкам на репетициях, когда сцена повторяется несколько раз, нуждаются в перерывах.
– Есть ли какой-то любимый спектакль, который вы особенно любили играть?
Вы знаете, это так же как у мамы спросить: «А кто из ваших детей, самый любимый?». Даже если эти дети не родные, а приёмные, всё равно их любишь. Они все твои дети. Наверное, этим и дорога мне эта профессия. Но могу назвать любимую тему в спектаклях – одиночество ребёнка.
– Какой был Ваш первый выход на сцену?
Первый раз – это был Пермский театр кукол, если не считать дипломные спектакли. Спектакль по пьесе Е. Шварца «Сказка о потерянном времени». Я только приехала в театр, молодая студентка, и на второй день мне доверили главную роль, Пети Зубова. Надо было быстро ввестись в этот спектакль. Конечно, руки дрожали, ноги дрожали, волновалась.
– Все мы знаем знаменитую строчку песни Аллы Борисовны Пугачевой «Арлекино»: «... есть одна награда смех», – а для кукольника, какая главная награда?
Награда – когда зрители выходят из зала, задумавшись о том, что они увидели. Мы иногда думаем о детях, что они многого не понимают, что они равнодушны. На самом деле они очень умные, чуткие. Иногда даже попадая на спектакли не для своего возраста… У нас был такой спектакль «Пиноккио». Он был сделан для взрослых, но на него 1 сентября педагог из Базарного Карабулака привезла детей, первоклассников, которые отстояли линейку школьную, приехали сюда на автобусе, отсидели спектакль для взрослых. После этого на творческой встрече, когда я их спросила: «А вы поняли, о чём этот спектакль?», мне мальчик встал и сказал: «Этот спектакль о том, что самые главные слова мы никогда громко не говорим, мы всегда их говорим тихо. И очень редко говорим “прости”»(Растрогавшись, Татьяна Петровна смахнула слёзы, подступающие к глазам, и уже тише продолжила). Вот и дети. Поэтому, когда актёры из других театров или кто-то со стороны, говорит: «Ой, для детей так сложно играть. Они всё время шумят». Да, они шумят, они могут что-то у родителей переспрашивать, но если ты играешь по-настоящему, если ты всё проживаешь, они понимают. Это всегда для меня больная тема.
– Как родился «Слонёнок»? Вы впервые поставили его с выпускниками своего курса?
Впервые «Слонёнка» я играла сама. Знаете, в драматическом театре актёров часто спрашивают: «Какую бы роль вы хотели сыграть?» К примеру, актриса отвечает: «Джульетту». И она ждёт этой роли. Я ждала Слонёнка. Может, для кого-то это покажется смешным. Но потом через много лет, когда я сыграла этот спектакль, приехала художница, которая его делала. Она рассказала, что режиссёр предложил поставить «Слонёнка» ещё в каком-нибудь театре, но затем поразмышлял и добавил: «Нет, не будем ставить. Слонёнка такого не будет». Поэтому не важно, какая роль, если ты туда вкладываешь душу, то это смотрят и взрослые и дети.
– Почему именно Слонёнок?
Это любимая сказка малышей. Они её любят. Наверное, потому что они сами любознательные, как главный герой спектакля – Слонёнок, хотя мы их считаем любопытными (Смеётся).