Эмодзи постепенно выводят человека из второсигнального космоса и помещают его в категорию няшных уточек, управляемых с помощью эмоционально заряженных символов. Команды-слова можно оспорить с помощью других слов. А оспорить эмодзи-скрипт невозможно, поскольку он обращается не к р азуму, а к сфере эмоций и секса. В. Пелевин «Непобедимое солнце»
На первый взгляд сложно оценить степень взаимосвязанности контента в социальных сетях и развития культуры. Представляется, что контент – это, скорее, индикатор культуры. Эта логика в рамках представления о том, что на предпочтения потребителей сложно влиять, под них можно только подстраиваться. Сразу стоит отметить, что пользователи соцсетей – это потребители в самом классическом понимании. Только потребляют они информацию, которая в постиндустриальном обществе стала самым важным и ресурсом, и результатом труда, и средством производства. Но в целом между классическим потреблением и информационным нет разницы, за исключением того, что информацией нельзя владеть, её можно только потреблять. Поэтому маркетинговый потенциал у информационного потребления гораздо больше: того, чем нельзя владеть хочется ещё больше получать. Также, как и с потреблением материальных благ можно говорить и о информационном консюмеризме, или о разумном потреблении и откровенном потребительстве.
Потребление само по себе, конечно, естественный процесс – человеку необходимо удовлетворять потребности. Та же ситуация с информационным потреблением – это процесс удовлетворения нематериальных потребностей. Вопрос в подходе. Потребительство – это девиантная форма, она может проявляться и в информационной сфере. Это потребление информации сверх того, что требуется для удовлетворения потребности по получению информации и потребление той информации, которая вообще не требуется. Неумеренность и развлечение. Этому способствует форма информации, применительно к соцсетям эта форма называется «контент». Почему контент в социальных сетях ведёт к неумеренности в его потреблении и использовании его как развлечения? Ответ заключается в том, что контент внутренне чаще всего пуст, бессодержателен и поэтому он легко усваивается. Человеку, потребляя контент из соцсетей, сложно достигнуть информационного насыщения, потому что не происходит получение главной составляющей информации – знания. Для приобретения знания необходимо прикладывать усилия и, соответственно, тратить энергию. Всё-таки тысячелетиями процесс получения информации был энергозатратным, и только последнее столетие после того, как люди придумали «обеззнанить» информацию этот процесс перестал требовать энергии. Эдакая информационная соска-пустышка.
Амбассадорами такого контента, конечно, являются Инстаграм*, Ютуб и Тик-Ток. Их форматы и алгоритмы настроены под простой, быстрый в приготовлении и на, чаще всего, некачественный продукт. Быстрота в приготовлении, будь то пища или еда, неизбежно приводит к технологизации, которая неминуемо требует сокращения затрат, а это не может не отразиться на качестве. И вот насчёт этого контента принято думать, что он должен отвечать требованиям аудитории. На самом деле ситуация обратная – аудитория должна отвечать требованиям контента. Это значит, что не предпочтения формируют продукт, а продукт предпочтения. Это значит пользование той или иной соцсетью вырабатывает привычку к соответствующему формату информации. Более того, скорее всего, подчиняясь логике эволюции за ненадобностью сложных когнитивных систем начинается процесс их отмирания. Вывод на самом деле простой: вы - это то, что вы едите и то, что Вы читаете.
*принадлежит американской компании Meta, которую признали экстремистской, запрещён на территории РФ