Найти тему
radfem, but radvsem

Стереотипные женские модели поведения в кино. Ч. 1

Роковая женщина

На протяжении большей части истории кино женская сексуальность уходила в крайности: женщина либо добродетельна и порядочна, либо сексуальна и опасна. Роковую женщину чаще всего можно увидеть в фильмах жанра нуар, где ей удается сбивать с толку главного героя-мужчину, пуская в ход «женские хитрости». Хорошим примером роковой женщины может считаться героиня Фиби Уоллер-Бридж из сериала «Дрянь». Этот проект не только стал новаторским и свежим в сериальной культуре, но и изобразил женщину, говорящую на камеру о сексе и собственной сексуальности, абсолютно реалистичным и живым человеком.

Типичная стерва

Обычно стервы появляются в подростковых фильмах, когда нужно сделать контраст между популярными злыми подростками и аутсайдерами. Данный образ также берет свое начало еще в мифологии. Лучше всего кинематографическую стерву демонстрирует случай с Медеей. Вспомним, что муж уходит от Медеи к другой женщине, и поэтому она убивает двух своих сыновей, его новую девушку и еще отца его девушки для полного комплекта. Этот архетип стал своеобразным источником веры в то, что женщины склонны к истерикам, а кино не раз показывало на экранах поверхностную королеву драмы. Данный персонаж представляет собой милую обаятельную девушку, но, скорее всего, она окажется попросту избалованной героиней или даже настоящей злодейкой. Примеры: Рэйчел МакАдамс в «Дрянных девчонках» и Сара Мишель Геллар в «Жестоких играх».

Manic pixie dream girl

Перевести на русский язык данный тип персонажа довольно сложно. Его часто называют «чудной девчонкой», «девушкой мечты» или попросту «музой». В 2007 году кинокритик Нэйтан Рэбин заметил особый тип женского персонажа в кино, которого он и назвал manic pixie dream girl. Можно сказать, что Рэбин своей фразой обозначил культурный сексизм, который исходил от желания сценаристов-мужчин изобразить упрощенные мужские фантазии об идеальных женщинах. Нэйтан Рэбин придумал эту фразу, чтобы описать своего рода нелепость характера Кирстен Данст в фильме «Элизабеттаун», которая, будучи немного фантастической героиней, помогает персонажу Орландо Блума найти свой путь. Эта игривая, поверхностная, беззаботная девушка существует исключительно для того, чтобы помочь тихому, немного растерянному главному герою, который, скорее всего, еще и интроверт, выйти из своей зоны комфорта. Она словно полностью материализовалась из мужских фантазий. Обычно главная цель такой героини – помочь главному герою- мужчине найти новый смысл жизни.

Девушка в беде

Эта женщина подвергается непосредственной опасности в начале фильма и является двигателем сюжета. Герой отправится куда угодно, чтобы спасти бедную девушку, пока она сидит и не может взять ситуацию в свои руки. А началось все с древнегреческой Андромеды – она подверглась смертельной опасности и ждала, пока Персей придет к ней на помощь. В кино такая женщина обычно проводит часть своего экранного времени в цепях, наручниках и с кляпом во рту. Отличным примером служит Шу Ци в «Перевозчике» и, если честно, почти каждая героиня из боевика 1980-х годов и некоторые женщины из фильмов Кристофера Нолана. Но типичной иллюстрацией подобного образа стали всеми любимые принцессы Disney и подружки супергероев. Песня в «Белоснежке» (1937), которая является первым фильмом о принцессах Disney, называется «Когда-нибудь мой принц придет». Это станет сюжетом почти всех фильмов о принцессах. Точно так же много лет женщины были лишь пассивным любовным интересом в фильмах о супергероях. Она должна быть спасена и завоевана главным человеком, которого она все время недооценивала, – Бэтменом, Человеком-пауком и Суперменом.