На своём пути поиска знаний в какой-то момент я столкнулась с одной болезнью, распространившейся среди мусульман, так сказать «мусульманским коронавирусом» или «джархоманией». Последствия этого вируса приводят общество к таким осложнениям как разногласия и раскалывания единства. В анамнезе у всех заболевших этим вирусом есть определённые нравственные отклонения. Чтобы разобраться с этой проблемой раз и навсегда я обратилась к специалисту в этом вопросе. Из его ответов я составила эту статью.
Данный труд не обращён к тем, кто уже заболел и увяз в присущих им скверных нравах, поскольку в этом нет смысла – мало кто из них выздоравливает, кроме тех из них, кого помиловал Аллах, но таких случаев крайне мало. Напротив, есть случаи, когда кто-то из них выздоравливал, но снова возвращался к присущим им грехам, только с большим усердием. Пост обращен к тем братьям и сестрам, которые хотят сохранить свою религию от всякого рода заблуждений.
-Какие нравственные отклонения присущи таким «больным»?
-Злословие, клевета и распространение сплетен. Самое опасное, что когда они кого-то обсуждают и критикуют, то глубоко убеждены, что защищают Сунну, борются с ересью и новшеством, говорят от имени Саляфии, Ислама и Сунны.
-Кто может пострадать от их злословия, сплетен и клеветы?
-Пострадать может любой человек, который с ними не заодно, особенно, те, кто не согласен с их мнением. От их словесных нападок не спасутся даже они сами, а те, кто критикует их и остерегает других от них, тем более.
-Можно ли назвать таких людей сектантами?
-Некоторые шейхи-учёные считают их сектой, заблудшей партией. Естественно, что именно эти шейхи у них «заблудшие», «худшие творения Аллаха». И, к сожалению, весь лексикон ругани и брани от них эти ученые уже слышали в свой адрес.
Каждый человек может ошибаться в том или ином вопросе, связанном с религией, или носить в себе какой-то вирус, но это не значит, что таких необходимо полностью списать. В истории ислама было множество сект и течений, но никто из них не говорил про себя: мы секта, не слушайте нас, мы заблудшие. Основатели секты могут быть вовсе не заблудшими или даже раскаявшимися в своих отступлениях. Но только вот их последователи ослепляются идеями и начинают эти идеи продвигать дальше, в конечном итоге всё приписывают первым.
-Есть ли название у этой секты?
-Те, кто считают их сектой, дали следующие названия в честь основателей: «джамиты» от имени Мухаммад Аман Аль-Джами и «мадхалиты» от имени Мухаммад ибн Хади Аль-Мадхалий.
Историю и биографию этих людей рассказывать не буду. В любом случае, их нельзя осуждать или ругать, так как они внесли свой определённый вклад в распространение знаний. Их ослепленные последователи – вот самая большая проблема. Они дезориентируют мусульман, сталкивают их друг с другом и ссорят, стравливают друг против друга.
В зависимости от присущих им нравов, существует еще одно название - «джарх», поскольку самыми главными их качествами являются критика, осуждение, опорочивание, списание всех, кто не заодно с ними. Языковое значение этого арабского слова несёт в себе смысл "ранить". Действительно, они своей критикой наносят раны и калечат, вместо того чтобы лечить и спасать.
Следующее название "гулят ат-табди'" означает крайние или фанаты в обвинении кого-либо в ереси и нововведениях. Ат-табди' - это выводить человека из лона сунны в лоно ереси и бид'а, то есть считать его заблудшим, отклонившимся от пути пророка и его сподвижников. Практическое же проявление, то есть степень их вражды и ненависти к своим жертвам, зависит от фантазии и жестокости самого последователя секты или направляющего его шейха. Например, по отношению к своим жертвам они могут не "дружить", не приглашать на свои мероприятия, не давать салям и не отвечать на него. Даже по поводу методов враждования они могут разногласить и конфликтовать друг с другом. В связи с этим внутри них образовались ответвления: крайние, умеренные и средние. Они могут "джархавать" друг друга, враждовать между собой, объявлять бойкот, отделившимся от них давать новые названия. К сожалению, этот вирус распространился по всему миру и практически везде есть такие люди. Их лидеры живут в арабских странах, ученики же распространяют вирус по всеми миру.
-Кто больше подвержен к заражению этой болезнью??
-Проанализировав этих людей я пришел к выводу, что в основном в эту секту попадают люди:
· со слабым и ведомым характером;
· с сильным, но жестоким характером, лишённым доброты, мудрости и рассудительности;
· с психологическими отклонениями, типа нарциссического расстройства личности;
· с манией обсуждать и унижать других;
· психологически несостоявшиеся с низкой самооценкой, которые самоутверждаются за счет осуждения и критики других.
-Разве критика с целью защитить ислам и остережение от всякого рода заблуждений и заблудших не является благородным делом?
-Несомненно, одна из наук Ислама - это джарх уа та'диль, то есть наука, где учёные хадиса занимаются оценкой и определением уровня доверия или недоверия, отклонения того или иного передатчика хадиса. Но это было в прежние времена, еще когда религия собиралась, то есть собирались изречения пророка и все что связано с религией. Все ли учёные хадиса этим занимались? Этим занимались только единицы, которых можно посчитать пальцами одной руки. Поскольку все знали, что осуждение и критика в основе - это сплетни. Те, кто занимался этим, был очень набожным и говорил только то, что есть и столько, сколько требовалось. Они говорили, что если достаточно сказать одно слово, то сказать второе - грех. Они также остерегали от реальных заблудших, но совершенно другими способами. Это целая наука, в которой есть свои правила, условия и тонкости, где взвешиваются вред и польза, а также анализируются последствия. Современные же «спасатели Ислама», у которых в основном неблагополучное и темное прошлое, легко списывают неугодных им людей, навешивают ярлыки мусульманам.
Современный мир сильно отличается от того, каким он был 50, 100 или 500 лет тому назад. Поменялись люди, государства, народы, традиции, мышление, технологии, но религия Аллаха и ее ценности остались неизменными. Одной из самых важных ценностей Ислама является сохранение жизни человека, его чести и имущества. На таких принципах мы должны воспитать себя и других, а не унижать и обсуждать ошибки людей, списывать неугодных, потому что это затрагивает честь человека, которую в основе необходимо сохранять, тем более если это призывающий к Аллаху. Остережение и опровержение не являются основой в Исламе.
-По каким признакам можно распознать этих «больных»?
-Из множества различных признаков, присущих им, приведу самые основные:
1. Обзывание человека бидгатчиком, то есть нововведенцем, не редко в крайне фанатичной форме. И даже тогда, когда вопрос не касается убеждений и основ религии, а касается вопросов исламского права, в которых возможны разногласия.
Причины по которым они обзывают и приписывают мусульманина к ереси у них стандартны:
· кто не считает нововведенца нововведенцем, тот сам становится таким;
· кто впал в нововведение, тот становится новвоведенцем;
· кто сидит с нововведенцами и слушает их, тот сам становиться таким;
· кто похвалил нововведенца, тот сам становиться таким.
В связи с этим некоторые учёные сравнивают их с «такфиристами» то есть с теми, кто осуждая мусульман выводят их из Ислама. Эти ученые говорят, что «мадхалиты» – это другая сторона медали «такфиристов», что у обеих групп фанатизм и безрассудство преобладают.
2. Наличие специальной терминологии для унижения всех, кто не заодно с ними или критикует их. Они настолько часто повторяют свои термины, что самые крайние из них полагают, что это и есть поклонение Аллаху. Они употребляют такие термины как "хизбит", "ихвановец", "сурурит", "кутбит", "заблудщий", "ведущий к заблуждениям" и т.п. Но это не самое страшное, есть более жесткие слова как "шайтан", "еретик", также обзывания названиями видов животных. Вначале они говорят такие фразы: "у него манхадж неправильный" или "не на манхадже", то есть не на пути сунны, а уже потом используют более жёсткие выражения.
3. Чрезмерное восхваление правителей мусульман и фанатизм в подчинении, лесть. К тому же они рассказывают про это на своих лекциях и проповедях там, где нет правителей мусульман. Они классифицируют правителей и сближаются с теми из них, кто дальше всех от Ислама или не являются мусульманами вовсе. Праведные предшественники не были такими.
4. Чрезмерное возвышение своих шейхов, которые служат им основой для проверки всех остальных. Тот, кто любит и слушает их шейхов - нормальный, кто нет - заблудший. У некоторых шейхов уровень фанатизма дошла до того, что если кто-то приехал в Мекку, где живёт главный из них, но не навестил шейха без уважительной причины, то это значит, что в этом человеке есть заблуждение.
5. Выискивание ошибок и недостатков у призывающих, учёных, также всех, кто старается на пути Аллаха, с целью их списания. Они нередко могут приписать своей жертве то, чего тот не говорил вообще или растолковать его слова так, как нужно им.
6. Сортирование людей (особенно тех, кто занимается призывом на пути Аллаха) на чужих и своих, на тех, в ком они не сомневаются и в ком сомневаются.
7. Цитирование больших учёных (Ибн Баз, Усаймин, Албани, Фаузан), используя их для прикрытия. Эти великие ученые никогда не были подобного нрава, их речи не были такими. Это могут доказать сотни их учеников, которые пошли по стопам своих учителей.
8. Безнравственное и жестокое отношение к тем, кто не согласен с ними, высокомерие, самоудивление. Они считают себя единственно спасшимися, потому что якобы на истине, тогда как другие на лжи. Публичное унижение тех, кто имеет какие-то возможности (например, стал имамом в какой то мечети) из-за какой-нибудь ошибки. Также этим людям присущи отсутствие справедливости, зависть, злоба, и даже издевательства.
9. Многие из них не доучились, оставили учебу и перешли к сортированию людей. Тот, кто учился на пути Аллаха, стремился к своей цели, обязательно получит положительные результаты - будет набожным и не позволит себе подобные скверные речи.
-В заключение прошу вас дать наставление всем, кто будет читать этот пост.
1. О, брат мусульманин и сестра мусульманка! Будьте и называйтесь мусульманами. Всевышний Аллах сам нас так назвал. Будьте покорными Аллаху, соблюдайте Ислам и пусть мерилом нашей покорности станет Сунна и праведные предшественники из числа сахабов и табиинов.
2. Изучайте нрав и этикет пророка и его сподвижников. Ибо невозможно жить, созидать и призывать без наличия хорошего нрава.
3. Остерегайтесь зла языка, избегайте сплетен. Нельзя передавать чьи-либо слова, рассказывать о ком-либо без уточнения. Поминайте Аллаха чаще, ведь поминание Аллаха - это исцеление, а поминание людей - это болезнь и причина для наказания.
4. Не ослепляйтесь усердием и красноречием призывающего. Не важно какое он занимает положение в обществе, какой у него статус, главное, чтобы он призывал к Аллаху и Его посланнику по пути праведных предшественников. Остерегайтесь тех, кто призывает к себе или своей группе, а также тех, кто говорит, что только у них истина, а у других ложь. Беспристрастность, объективность, справедливость, набожность и много знаний – это и есть качества учёных и их последователей.
5. Не бывает таких, которые никогда не ошибаются. Все люди ошибаются, но лучшие из них - кающиеся. Нельзя списать мусульманина за ошибку, нельзя забывать о добрых делах мусульман, особенно если это призывающие к Аллаху, тем более когда таких очень мало. Если за ошибку можно было бы списать учёного, то ни одного из них не осталось бы, так как у всех у них были какие-то ошибки и недостатки. Однако мы не следуем за учеными в их ошибках, мягко и грамотно объясняем если есть у нас знания.
6. Соблюдающему мусульманину в основе характерны порядочность и беспорочность, а не сомнение, недоверие и подозрения.
7. Остерегайтесь от подобных джархаманов. Сколько людей они перессорили, сколько семей они разделили, сколько было смуты из-за их языков.
8. Послушайте в ютубе лекцию одного американского призывающего Ясир Кады: "Исламская инквизиция, опровержение имамов", а также его интервью под названием "Культура опровержений", где более подробно изложена данная тема и раскрыт вред, который несет в общество эта болезнь.
Прошу Всевышнего Аллаха защитить нас всех от заблуждений и нововведений!
Вопросы задавала: Динара Нургишиева