Найти тему
Я-Родитель

Развиваем умственные способности приемного ребенка

Приемные дети в большинстве своем учатся трудно, и им, в отличие от многих ребят, требуется упорная родительская помощь. Трудности эти не всегда связаны с наследственностью или способностями, здесь — объективное отставание от возрастной нормы, так как дети зачастую жили в среде, не способствующей полноценному развитию.

Специалисты отмечают, что многие сироты не уверены в своих силах, поэтому при выполнении мыслительных задач ориентируются на действия взрослых, и не спешат думать самостоятельно. Они значительно лучше воспринимают конкретные инструкции, желательно наглядные.

Как организовать развивающую среду

Умственные способности, как и любые другие, необходимо развивать. Для этого используют игрушки, мультфильмы, развивающие и настольные игры, художественную литературу. Только не надо удивлять ребенка разнообразием и дороговизной развивающего материала, начинать надо с самых простых игр, порой предназначенных для более младших детишек. Главное — научить ребенка играть в них. Игры с родителями не только будут развивать любознательность и умственные способности ребенка, но и выработают потребность что-то делать вместе. Рассказывайте ребенку не только об играх, но и об окружающих предметах — со многими из них ребенок не знаком.

Сюжетно-ролевые игры воспроизводят реальные отношения между людьми, учат анализировать поступки — как свои, так и окружающих. Воображаемые ситуации ставят ребенка перед необходимостью осмысливать конкретную проблему, размышлять над ее решением, учитывать последствия.

Сюжетно-ролевые игры хорошо прорабатывают правила поведения, помогают усваивать бытовые навыки. Маленькие дети, к примеру, очень любят «готовить». Непринужденно изучив последовательность действий на детской кухне, ребенок, повзрослев, не растеряется и на кухне настоящей.

Простые игры со временем усложняются. Так, выучив колыбельную для куклы, надо будет выучить для «дочки» сказки, стихи, песенки.

Дидактические игры используются для обучения — знания усваиваются ненавязчиво. В процессе игры дети знакомятся с предметами и их состояниями, познают окружающий мир, развивают речь, мышление, личностные качества. Это — всевозможные лото, картинки, фигурки. Дидактические игры особенно нужны детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. С их помощью можно «подтянуть» математику, русский/иностранный язык, окружающий мир и другие предметы.

В игры приемного ребенка следует вовлекать других детей: знакомых, друзей, соседей — ему легче будет адаптироваться, наблюдая за их взаимоотношениями со взрослыми и между собой.

На прогулках даром времени не теряем — расширяем кругозор ребенка: наблюдаем за природными явлениями, окружающими людьми. Зимой можно делать кормушки и наблюдать за птицами, весной — пускать кораблики в ручейках, летом — собирать цветочный гербарий, осенью — собирать букеты из листьев, попутно изучая названия деревьев. И обязательно обсуждать то, что увидели и узнали, побуждая ребенка к познавательной активности.

Чтение недаром называют «пищей для ума» — из книг ребенок не только получает представление об окружающем мире, но и повод для размышлений. О роли книги в воспитании приемного ребенка мы писали ранее.

Введите правило читать ребенку перед сном: мама рядом, обняла, читает только ему — счастье! После чтения обсудите: что понял ребенок, какие новые слова узнал, какие поступки героев понятны, а какие — нет.

Ребенка надо включать в процесс: несколько дней читаете вы, затем — по очереди.

Сначала предпочтение стоит отдать сказкам, потом читать реалистичные рассказы и повести о жизни детей.

Совместное выполнение домашнего задания, особенно на первых порах, необходимо, так как это приучает ребенка к систематической работе и к прилежанию, и этот процесс надо контролировать. Лучше сидеть рядом с ребенком, а не стоять над ним.

«Домашку» следует выполнять не только в определенном месте, но и в определенное время — так легче дисциплинировать ребенка.

Одна из особенностей приемных детей — отрицание сложных умственных заданий, поэтому в первое время нужно объяснять, с какой целью выполняется то или иное упражнение. Например, первоклассник будет стремиться научиться писать, чтобы рассказать о своем желании Деду Морозу, а считать — чтобы разделить поровну конфеты, которые купит мама.

Начинать готовиться к урокам лучше с более простых предметов и заданий. Хвалить и подбадривать обязательно: «Сколько ты уже сделал! Осталось одно — оно самое сложное. Уверена, что ты и с ним быстро справишься!».

Постепенно, при выполнении легких заданий, надо дистанцироваться от ребенка, чтобы он привыкал к самостоятельности. Можно просто посидеть в этой же комнате, почитать, потом выходить ненадолго, понемногу увеличивая время.

Если в одиночестве ребенок отвлекается от уроков, то стоит использовать таймер: «Обычно ты справляешься с такими заданиями за 15 минут, я проверю!»

Сложности у приемных детей нередко вызывают гуманитарные дисциплины. Это связано с ограниченным кругозором и небогатым словарным запасом — им трудно пересказывать! Надо задавать ребенку гораздо больше вопросов, чем дано в конце параграфа, выписывать непонятные слова и давать им объяснение, подбирать синонимы и примеры.

Ребенка не надо сравнивать ни с собой, ни с другими детьми — у него свой путь развития, и с вашей помощью он непременно догонит сверстников.