Найти в Дзене

Оскар-2022. Главные фильмы. Часть 2

«CODA: Ребенок глухих родителей», реж. Шан Хейдер

Признаюсь, прошлой осенью (или летом, уже не помню), когда я смотрел «Коду», не думал, что к концу марта она станет одним из главных претендентов на «Оскар» за лучший фильм. Хотя успех на Санденсе (4 награды, включая Гран-при и Приз зрительских симпатий) мог намекать на обратное – в прошлом году «Минари» все-таки добрался до церемонии в Dolby Theatre. И действительно, «Кода» сначала получила три номинации, а затем была отмечена Гильдией продюсеров. Серьезная заявка.

Пожалуй, это самый зрительский фильм на «Оскаре»: проникновенная и обаятельная драма о семействе глухих, которое пытается вести рыболовный бизнес в Массачусетсе. 17-летняя Руби – единственный слышащий член семьи – помогает глухим родителям и брату в рыбной ловле. В школе она присоединяется к местному хору, где понимает, что любит петь. Руководитель хора убеждает её подумать о музыкальной школе, и теперь девушка вынуждена выбирать между семьей и новой мечтой.

Американская инди-лента, построенная на противоположностях, на голосе и его отсутствии, не гнушается использовать архетипический сюжет о взрослении и выборе между семьей и самореализацией. Причем выбор этот, вестимо, станет двусторонним и показательным – поиски внутрисемейного компромисса увенчаются трогательным хэппи-эндом. «Кода» станет кинематографическим гимном глухонемых, возможно, не лучшим, а терапевтическим, знаковым и стирающим границы инаковости фильмом, венцом которого является потрясающая сцена на школьном концерте.

Все еще не верю в победу ленты Шан Хейдер, но очень надеюсь, что глухонемой актер Трой Коцур, исполнивший роль отца семейства, получит свою награду – его тонкая работа достойна отдельных эпитетов.

8/10

«Аллея кошмаров», реж. Гильермо Дель Торо

-2

Дель Торо – воплощение сказочника в кино. Он находит притчевость даже там, где ее не так много. Реалистичная и нуарная «Аллея кошмаров» у Дель Торо превращается в сказку, почти не страшную, напрочь лишенную тайн (все фокусы перестают быть фокусами) и цикличную во всем. Именно в картинах мексиканца отчетливее всего прослеживается путь каждой детали: если что-то появляется однажды, оно обязательно появится вновь – через несколько кадров, через полчаса или в самом конце. Это ему иногда мешает (вероятно, вы заметите это в «Аллее кошмаров»). Но в большинстве случаев такая наивная и даже ребяческая игра со зрителем подкупает. Особенно, если учесть, что Дель Торо всегда выступает режиссером-визионером – кадр для него превыше всего, а декорации – отдельное наслаждение. Смотрите, не попадитесь на этот опиум, пусть это даже временно, всего на два с половиной часа.

В общем, несмотря на прямоту и очевидную игру в уже давным-давно ушедшее кино, «Аллея кошмаров» – чрезвычайно приятная нуарная притча с ярчайшими героями и мрачным концом, о котором Дель Торо заявляет в самом начале. Если его, конечно, знать как облупленного.

7/10

«Вестсайдская история», реж. Стивен Спилберг

-3

«Вестсайдская история» совершенно точно появилась не зря. И дело не только в новой интерпретации – она-то как раз почти не изменилась, – а в передаче ценнейшего опыта. Такого кино сегодня попросту не снимают. Пресловутая и кое-где наивная магия кино ощущается в каждом кадре. Спилберг будто заходит на рэп-концерт с романтической нетленкой и разрывает все и вся. Это замечательная попытка сохранить лучшее, что было в кино 60-70 лет назад с небольшой поправкой на современные реалии, в которых полно меркантильных смыслов и, кажется, нерешаемых проблем – Спилберг прекрасно это осознает и принимает, создавая такой точно настроенный кинотрюизм о вечности.

9/10


«Лакричная пицца», реж. Пол Томас Андерсон

-4

1973 год. Гэри всего 15 лет, но он уже достаточно смел, развязен и обладает сильным деловым чутьем, чтобы выйти за рамки дозволенного. Беспечной Алане 25, и она не ждет многого от своего будущего. Вместе они отправятся покорять солнечную Калифорнию.

С ПТА у меня давние и… сложные отношения – полноценный мэтч случается очень редко. «Лакричной пицце» в этом смысле не повезло, хотя в ней Андерсон вообще не похож на самого себя. Такого легкого и бесцельного кино он еще не снимал. Причем «бесцельное» – в данном случае вовсе не негатив, а обычная констатация факта. Контрастирующие друг с другом главные герои в кадре просто живут: меняют работы, приоритеты, ссорятся, прощают, заново влюбляются и так по кругу. Своего рода солнечная экранизация фразеологизма «переливать из пустого в порожнее» – ничего плохого в подобном и даже реалистичном отражении человеческой сущности нет.

Фильм рассыпается на эпизоды, внутри которых привычно для работ Андерсона находится место для прекрасных актерских перформансов – как бы это пошло ни звучало, иного слова для внезапных ярких появлений Шона Пенна и особенно Брэдли Купера я найти не могу.

И все же это никак не влияет на финальное впечатление от «Лакричной пиццы» – скитающейся туда-сюда и удачно это подытоживающей, обжигающе теплой и свободной истории о любви, которой суждено случиться, несмотря ни на что. Для себя я отыскал компромисс между эмоциональным и рациональным отношением к фильму.

6/10