Найти в Дзене
История. Факты+мысли

Бой местного значения. Чечня 1995 год.

Как известно, война является следствием грубой политической ошибки, как минимум одной из противоборствующих сторон. Что касается событий в Чечне, произошедших в середине 90-х, можно уверенно сказать - дипломаты даже не пытались предотвратить операцию "по наведению конституционного порядка".

Тогдашний президент России, будучи человеком несдержанным и властолюбивым, вообще редко принимал трезвые решения, поэтому, узнав о своеволии главы мятежной республики, шарахнул кулаком по столу и послал туда войска. При этом Борис Николаевич заручился поддержкой министра обороны, имевшего богатый опыт военных действий против мусульман за рекой Пяндж.

Товарищу Грачеву ошибочно пытаются приписать фразу об одном парашютно-десантном полке, якобы способном взять Грозный за два часа. На самом деле, Павел Сергеевич говорил, что такое развитие событий возможно только после массированной артподготовки, когда в городской черте не останется ни одного целого строения.

Помимо этого, он робко попытался обьяснить президенту прописные истины, указывая на необходимость длительной подготовки частей и соединений, а также сбора разведданных о положении во всем южном регионе.

К сожалению, кремлевский воевода давно уже превратился из боевого генерала в Пашу-Мерседеса, поэтому не осмелился перечить бывшему секретарю Свердловского обкома и войска вошли в Грозный зимой 95-го.

Одним из подразделений, штурмовавших печально знаменитую площадь "Минутка", был отряд спецназа МВД, на 90% состоящий из солдат срочной службы. Люди на войне взрослеют очень быстро (правда, только те, кому посчастливилось выжить после первого боя), поэтому уже через несколько дней, вчерашние призывники сумели приобрести солидный боевой опыт, участвуя в уличных схватках.

Спустя неделю, они получили очередное задание - взять под контроль здание, в котором, судя по картам мирного времени, раньше располагалась школа. Командир приказал установить визуальное наблюдение, чтобы определить, есть ли в здании боевики. За два с половиной часа дозорные не заметили никакого движения в оконных проемах и уже хотели доложить, что дом не занят, как вдруг на узкой улице появилось два танка. Когда бронемашиныпоравнялись со школой, в трех окнах неожиданно появились человеческие фигуры, с заряженными РПГ в руках. Еще через мгновенье, почти одновременно раздались оглушительные взрывы и обе машины, объятые пламенем, остановились, наглухо перегородив проезд.

Старший группы спецназа, в ту же секунду оценив обстановку, подал условный знак и бросился к ближайшему входу, рассчитывая оказаться в доме, прикрываясь черными клубами дыма, на короткое время закрывшего обзор. Всем десяти бойцам удалось незамеченными пересечь открытое пространство и затаиться внутри. Осторожно продвигаясь по полуразрушенным лестницам, они стали пробираться на третий этаж, чтобы уничтожить боевиков и отомстить за танкистов, но, миновав второй пролет, неожиданно натолкнулись на боевиков, сидевших вдоль стен. Отстреливаясь из всех стволов, солдаты отступили вниз, так как чеченцев было в несколько раз больше. Оставалось только броситься на улицу врассыпную, надеясь, что их не смогут перестрелять из окон. В это время, к дому, с обеих сторон, подошли бородатые мужчины, общей численностью не менее пятидесяти человек. В завязавшейся перестрелке, атакованные с трех сторон, спецназовцы в течение трех часовсдерживали натиск, не давая одним спуститься, а другим ворваться в здание.

Когда патроны были на исходе, они отошли к ближайшей лестнице, ведущей, как потом оказалось, в подвал, еще недавно служивший учебным бомбоубежищем. Закрыв за собой массивную дверь, солдаты исследовали подвал и поняли, что оказались в каменном мешке.

Положение казалось безвыходным. Сообщить о своем местонахождении они не могли, из-за прошитой автоматной очередью рации. К тому же почти весь боезапас был израсходован.

Командир, оглядев своих подчиненных, спокойным голосом негромко произнес:

- Парни, ситуацию никому обьяснять не надо. Хочу сказать одно. Сейчас, конечно, не 41-й год, и мы не на московском рубеже, но, положив столько чехов, нельзя рассчитывать остаться в живых, сдавшись в плен. Нам остается надеяться только на солдатскую удачу. Ближе к утру мы пойдем на прорыв. Есть вероятность, что джигиты заснут и мы, сняв часового, сумеем вырваться наружу. Это наш единственный шанс. Дальше как бог даст. А пока всем отдыхать. Два человека держат дверь под прицелом и меняются каждые два часа.

Можно не верить в чудеса, но у них все получилось. Обмотав армейские ботинки тряпками, валявшимися на полу, группа бесшумно поднялась наверх, чтобы пройти два отсека, в которых лежали боевики. Больше всего им повезло с часовым - тот заснул на посту и больше не проснулся. Пройдя первое помещение, они забросали его гранатами и набросились на спящих во второй нише, используя только ножи и саперные лопатки. Эффект неожиданности сработал безотказно. Через 10-12 минут отряд собрался в заранее оговорённому месте, в паре кварталах от школы. За последние сутки, потерь в группе не было.

Известный журналист Александр Невзоров, неоднократно бывавший в Чечне, однажды записал интервью с одним из пехотинцев. Молодой парень, призванный в армию за полтора года до этого, сказал тогда ключевые слова: "Чечены умеют воевать. Они хорошие солдаты. НО МЫ ЛУЧШЕ".