Мой новый ученик неправильно пишет цифры. Всё доходит до абсурда: учительница всё исправляет и ставит "два" в тетрадке по математике. А ведь ребенок-то неглупый. Математика у него идёт отлично. Но его 5 учительница исправляет на правильную 5, 3 исправляет на 3, а 6 на 6. Заслужено? Учительница считает, что да. Ученику всё равно. Родители же хватаются за голову и считают, что это незаслуженно и вообще нельзя оценивать почерк по такому предмету как математика.
Математика, как известно, наука точная. Чуть цифра не та и всё - весь пример решен неверно. И почему это учитель должен сидеть и разбирать каракули, которые писала курица лапой, а не человек. У учителя таких тетрадок на столе ещё пара стопок, в каждой из которых по 30 штук. Если с лупой и с переводчиком сидеть и проверять каждую такую тетрадку, так вся жизнь уйдёт, а не один вечер. Поэтому двойка по математике заслуженная.
С одной стороны, я понимаю учителя, а с другой, понимаю расстройство родителей. Ведь по факту всё решено верно.
Вот с таким учеником я начала заниматься. Родители решили переложить проблему на плечи репетитора. Что я буду с таким учеником делать и как исправлять его проблему? Напишу об этом ниже. Может быть, у кого-то из вас или у ваших детей такая же проблема, и вы сможете её решить благодаря моим рекомендациям. Если у моего ученика будет ощутимый результат, я напишу об этом через время отдельную статью.
Методы исправления
Вернуться к прописям и прописать сотню строчек правильных цифр, чтобы точно запомнились, - этот метод, конечно, хороший, но не эффективный. Сотню раз ребенок напишет цифру правильно, а на сто первый раз снова неправильно. Да и попробуй, заставь ребенка сесть и нудно и бесконечно писать одно и то же. Всё-таки надо первым делом узнать причину такого письма. Работать над устранением причины. И методы исправления будут комплексные.
Надо исключить дисграфию. В тетрадках по русскому языку все в порядке. Буквы понятные, исправлений на ещё более понятные буквы нет. Непонятно написано только в тетрадках по математике. Почерк в целом не особо хороший, но есть работы, где видно, что ребенок старается писать красиво. Исключаем проблему с почерком.
Дисграфии общей нет, а вот проблему с почерком исключить полностью нельзя. Всё же над ней надо поработать.
Выясняю, почему, собственно, именно математика? Почему по русскому языку нет такой проблемы? Может, математика не нравится, нелюбимый предмет или ещё какая-нибудь психологическая причина.
В разговоре с ребенком выясняю, что математика всё же нравится. А что именно нравится в этом предмете, он назвать не мог. И тут самое время вспомнить начало статьи: учительница ставит двойки за почерк, родители расстраиваются, а ученику всё равно. Получается, что ребенку безразличны отметки по математике, как и сам предмет. Нейтральное отношение или он делает его из-за того, что надо делать, задали, желания нет, но делать необходимо. А значит, можно сделать как можно быстрее и "на отвали". Вот именно из-за этого отношения такие неправильные цифры и получаются. Не хочет он стараться.
Выяснила непростую психологическую причину. Будем работать над мотивацией и заинтересовывать математикой. А значит, будут мотивирующие беседы и будут интересные задания. Прописи, например, с героями любимого мультика распечатала.
Объясняю: лучше не спешить, но сделать правильно, чем быстро-быстро и получить двойку.
Также первым делом будем учиться писать цифры правильно пошагово, пользуясь распечатанным плакатом.
Прямо по клеточкам: в определенном месте ставим точку - это начало, от неё ведем линию, далее ещё одну линию и т.д., проговаривая каждый шаг по пунктам. На плакате это показано красными стрелками.
Самые проблемные цифры ученика: 5, 0, 4, 1, были ещё исправлены 2,3, 6. Какая-то математическая дисграфия получается, когда непонятно это у него 0 или 6, 1 или 4, 5 или 3. Это значит, что надо проводить работу по дифференциации этих цифр. Как они правильно пишутся, чем отличаются друг от друга, что будет, если писать 4, похожую на 1, запись многозначных чисел с этими цифрами, решение примеров и задач с этими цифрами.
Также подобное неправильное письмо цифр говорит о недостаточной сформированности у ученика зрительно-пространственного восприятия. Будем проводить игры и упражнения на ориентировку: графические диктанты, достать правой рукой до левой пятки, взять левой рукой правое ухо и т.д.
Любимые упражнения всех детей, которые будут развивать мелкую моторику для красивого почерка и дифференцировать проблемные цифры:
- Пишем цифры пальчиком в воздухе
- Пишем цифру на спине или ладошке другого человека, и он должен её отгадать. Очень полезная игра для моего ученика, так как если он на моей спине напишет 4 похожую на 1, то я скажу, что это 1.
- Лепим цифры из пластилина
- Развитие мелкой моторики рук с помощью массажа
- Разные обводки, штриховки
- Вырезаем цифры из бумаги и картона, делаем аппликацию
- Конструирование цифр из мелких предметов: пуговиц, камешков, бисера, палочек, мелких бумажек, мозаики, конструктора и т.д.
Такие упражнения будем проводить. Будем следить за результатами вместе.
Пишите в комментариях, как вы думаете: заслуженно ли ученик получает плохие отметки по математике.
Спасибо всем за советы, участие и свои школьные истории.