Найти тему

«Время колоть лёд», или мои ориентиры

Этот текст-эссе я написала в сентябре 2019-го. Кажется, что и впрямь в прошлой жизни - до того, как коронавирус запер нас по домам, и до того, как <спецоперация> России в Украине расколола наше общество. С тех пор книга "Время колоть лёд" журналистки Катерины Гордеевой и актрисы, общественного деятеля Чулпан Хаматовой стала ещё актуальнее.

Я не планировала в блоге писать о книгах и тем более – своих кумирах. Нет, «кумир» – слишком пафосное, неуместное слово. Люди, оказавшие на меня сильное влияние, – так длиннее, но точнее.

Убеждена, чтобы расти личностно и профессионально, нужно равняться на лучших в твоём собственном понимании – у каждого свой личный топ особенных имён.

Я знала, что буду журналистом, с восьмого класса. Но при этом у меня не было ориентиров среди широко известных представителей выбранной профессии. Среди тех, кого знала лично, – был и есть один человек, которым восхищаюсь. Это мой юнкоровский руководитель, на момент нашего знакомства – ведущий корреспондент районной газеты «Саткинский рабочий», ныне – заместитель главного редактора. Она может всё – и это не лесть бывшей ученицы. Такая инициативность, умение глубоко и чётко разделять мысли и на локальные задачи, и на будущее, бешеная работоспособность и оперативность есть у единиц. Благодаря Светлане Александровне Перфильевой у меня никогда не было розовых очков по поводу выбранной профессии.

Итак, это длинное-длинное вступление было к тому, что, совершенно неожиданно у меня появился важный и, смею сказать, близкий по духу журналист из среды «известных и признанных». Произошло это во многом благодаря книге «Время колоть лёд», которую написали две подруги, соучредители благотворительного фонда «Подари жизнь!», актриса Чулпан Хаматова и журналист, кинодокументалист Катерина Гордеева.

Куплена эта книга была сразу, как только вышла, в конце 2018 года. Но пролежала непрочтённой до этой странной весны 2020 года с режимом самоизоляции. Сейчас понимаю: хорошо, что так вышло. Потому что, честно сказать, книга появилась в моей библиотеке из-за Чулпан Хаматовой – одной из моих любимых актрис. А о Катерине Гордеевой я почти ничего не знала – и совершенно зря.

Моё знакомство с деятельностью Катерины началось с документального фильма «Человек (не)вернулся с войны», снятого в практически родном для меня Екатеринбурге. Потом был фильм про «Норд-Ост», случайно найденный, очень живой и правдивый подкаст «Женщина, вы кто?», создаваемый вместе с коллегой Татьяной Фельгенгауэр. И факт, окончательно меня покоривший, – именно Катерина Гордеева несколько лет назад сделала единственное в принципе, пронзительное интервью со Светланой Бодровой –вдовой Сергея Бодрова–младшего. Эту беседу я перечитываю время от времени, но никогда не обращала внимание на автора!

Таким образом, всё, что делает Катерина Гордеева, очень значимо и интересно для меня – как с профессиональной, так и с человеческой точки зрения. По моему мнению, канал коллег-супругов Николая Солодникова и Катерины Гордеевой «Ещёнепознер» – самый глубокий в своём сегменте ютьюб-калалов.

В общем, «Время колоть лёд» я начала читать, хорошо зная деятельность обоих авторов. И тут у меня случилось второе открытие.

Я не знаю, как это объяснить, но 90-е – максимально «моё» время, по энергетике, атмосфере, чему-то неповторимому – тому, чего сейчас уже нет. В «лихие годы» я была маленьким ребёнком, а для создателей книги – это время юности. Время надежд. Время свободы.

Несмотря на то, что в нулевые всё резко изменилось, Чулпан Хаматова и Катерина Гордеева смогли не изменить своим ценностям, сохранить свободу, сделать этот мир в чём-то лучше и ярче, иногда – ценой собственных разочарований. Но всё равно – остаются смелыми и продолжают действовать. Именно об этом эта книга. И метафора в названии – точная, цельная, отражающая реальность последних лет. Я разобрала почти всю книгу на цитаты. Тут приведу только две:

Катерина Гордеева: «Выходит, что, выбирая внутреннюю свободу, я лишаю себя возможности и права бороться за свободу в широком смысле слова. Эта дилемма – бороться с несправедливым устройством мира публично, на улицах и баррикадах или соглашаться сотрудничать с системой и менять её изнутри – эта дилемма в нашем поколении не решена».

Чулпан Хаматова: «Мы живём в эпоху замороженных надежд и как будто остановившегося для любых прогрессивных перемен времени <... >. Нельзя останавливаться, надо пытаться сделать всё, что мы пока еще можем: не тает лед – значит колоть! Не весь. Ну хоть вокруг себя. Иначе жизнь потеряет смысл».

P.S. Значительная часть профессиональной карьеры Катерины Гордеевой связана с телевидением. Она не планировала писать тексты для независимых изданий, выпускать подкасты, делать что-то для ютьюба – так вышло. Но её деятельность показывает, что можно одинаково круто реализоваться в разных направлениях журналистики. Я к этой идее пришла сама, но через тяжелейший кризис самоидентификации и полное обесценивание себя. И поэтому Катерина – тот человек, который невероятно меня вдохновляет, пусть мы даже не знакомы. Сейчас я работаю над документальным фильмом, корни которого тоже в 90-х, но не в журналистике, а в рок-музыке. Мне важно понять, как люди проносят внутреннюю свободу сквозь внешние перемены в жизни и в стране.

Анна Голенко.

Фото автора.