Таинственное присутствие угрожает участникам ролевой игры времен нацизма.
Время от времени возникает ощущение, что сквозь скучность полнометражного дебюта Роберто Дзаццары "Клаустрофобы. Начало" пытается пробиться что-то остроумное и самосознательное, и действительно, множество сценаристов (только один, Давид Орсини, имеет значительный послужной список) намекает на изменения и компромиссы.
Возможно, когда-то это должен был быть фильм, развлекающийся с идеей искусственности; возможно, необъяснимый душ главной героини — это издевка над жанровыми условностями, возможно, чернокожий парень, притворяющийся белым нацистом и говорящий о "нашей расе", — это пародия на кастинг дальтоников, возможно, крашеные рыжие волосы под светлым париком (слой за слоем обмана...) что-то значат.
Но если так, то это теряется в нудности фильма ужасов, который почти никогда не держит в напряжении, не говоря уже об ужасе; фильма, который проваливается в первую очередь из-за неуклюжих диалогов, бумажных персонажей, задающих друг другу вопросы, чтобы зрители могли получить ответы, и сложной развязки, которая оказывается почти не нужной.
Игра начинается с нацистов, но вскоре мы понимаем, что это не настоящие нацисты, а участники ролевой игры (LARP) в наши дни. Смысл игры в том, что нацисты победили во Второй мировой войне, но затем были атакованы ядерными бомбами американцев в 1950-х годах, так что сейчас 1958 год (в этой истории в истории), а участники LARP - выжившие нацисты, запертые в бункере и ожидающие, когда радиация спадет, чтобы они могли начать строить Четвертый рейх.
Сам LARP проводится в небольшой части огромной сети туннелей в Бункере Соратте под Римом - настоящем немецком штабе и месте съемок фильма "Клаустрофобы. Начало" - и отличается отвратительным дурным вкусом, особенно когда псевдонацисты "казнят" человека в газовой камере за саботаж их программы евгеники.
К сожалению, несмотря на планы председательствующего гения Грегорио (Лоренцо Рикельми) по грандиозному завершению игры, ее приходится досрочно прекратить из-за проблем с электроснабжением и обрушения части конструкции. Игроки отправляются домой, и только несколько человек остаются наводить порядок: Грегорио, героиня фильма и подружка Грегорио Лора (Гайя Уайсс), ее кузен Гарри (Марк Райдер), немного зловещий Андрей (Тудор Истодор), прикованный к инвалидной коляске Маркус (Макита Самба), Робин (Фелисе Янкелль) и Ясмин (Амина Бен-Смэйл).
Вскоре Грегорио исчезает, а остальные оказываются необъяснимо запертыми в бункере. Неизбежно, что вскоре им приходится справляться с тревожными явлениями, а также с напряженностью в их группе, и фильм (потратив полчаса на саму LARP, чтобы сделать ее неактуальной) тратит оставшееся время на их переживания. Несмотря на винтажную униформу, "Клаустрофобы. Начало" — это не нацистский ужас в духе "Оверлорда" (2018), а всего лишь очередное упражнение на тему "ловушка в доме с привидениями".
"Я никогда не чувствовала себя одинокой в этом бункере", - говорит Лора, и не будет лишним сказать, что - что совершенно неудивительно - здесь есть присутствие. Но именно здесь сценарий фильма начинает демонстрировать свои недостатки, поскольку чем больше мы узнаем о присутствии, тем меньше смысла в происходящем, и тем больше фильм становится похож на череду случайных сцен ужасов, нанизанных друг на друга. Например, несколько персонажей встречают мрачную судьбу (опять же, неудивительно), но хотя их трудно принять за несчастные случаи, они также не вписываются в какую-либо очевидную программу, которой могло бы следовать сверхъестественное присутствие в бункере.
Здесь много разговоров, большая часть которых довольно затянута ("Я не могу позволить тебе навредить себе - я прошу тебя остановиться, сейчас же!" / "Никто не заставлял вас следовать за мной!"), и все это приводит к нелепой и неинтересной кульминации.
Конечно, плохой сценарий иногда может быть спасен хорошим исполнением (и наоборот), но, к сожалению, это не тот случай. Если Маркус и Робин хотя бы на время удерживают внимание - первый несет на себе некий неопределенный трагический груз, оба кажутся скрывающими что-то интригующее, хотя оказывается, что это не так, - то остальным фатально не хватает интереса, и первоначальное предположение, что их слабость — это мета-копье на искусственность LARP, оказывается, к сожалению, необоснованным.
Они действуют без глубины, потому что у персонажей ее просто нет. Например, Ясмин в исполнении Смэйл — это всего лишь средство для передачи реплик, в ней нет ни одной заметной личности. Райдер слишком рано и слишком часто сигнализирует о нервной ревности Гарри, но что еще он может сделать, когда персонаж состоит не более чем из этих черт? Рикельми, тем временем, такой же безвкусный, как и в главной роли отличного сериала Netflix "Марко Поло" (2014-16).
С таким малым количеством достоинств в плане повествования, только декорации и операторская работа Марко Грациаплена - предположительно под влиянием режиссера Дзаццары, который сам в прошлом был кинооператором - делают фильм вообще пригодным для просмотра. Хотя глянцевый цифровой блеск некоторых сцен может отвлекать от темной, грязной клаустрофобии, во многих других случаях визуальный облик "Клаустрофобы. Начало" делает гораздо больше для атмосферы, чем это удается сюжету, с эффективным использованием фильтров, включая много адского красного цвета. Сам бункер тоже завораживает, он наполнен вызывающей атрибутикой и пугающими восковыми чучелами (невозможно не следить за их движением), а любители отвращения оценят отличный снимок банки фасоли, наполненной личинками.
Партитура Умберто Смерилли также несколько более изобретательна, чем многие другие в жанре малобюджетных ужасов. Но в то время, как все это могло бы улучшить средний фильм, сценарий и исполнение "Клаустрофобы. Начало" настолько непростительно слабы, что операторское мастерство не может их спасти.
#кино #кинообзор #кино на вечер #фильм на вечер #обзор на фильм #рецензия на фильм #ужасы #ужасы на ночь #новинки кино #фильмы 2022