Приветствую зашедших на канал, с вами на связи КиноИнна.
В предыдущей статье я писала о фильме «Фонтан» 1988г. Юрия Мамина.
Сегодня, предлагаю обсудить фильм «Окно в Париж» 1993г. В фильм перекочевали многие актеры из «Фонтана»: Нина Усатова, Сергей Дрейден, Виктор Михайлов, Алексей Заливалов—видно, что у Мамина определенно есть свои любимчики в актерской среде.
«Окно в Париж»—один из самых знаменитых фильмов 90-ых. В годы выхода картина имела потрясающий успех как в нашей стране, так и у западного зрителя. Картина получила приз Берлинского фестиваля и более того, кинопрокатчики, купившие ленту для показа в США, настоятельно рекомендовали Госкино выдвинуть фильм на премию Оскар в 1994г. Кстати, знали ли вы, что у фильма есть две версии? Одна для отечественного зрителя, вторая под названием «Salade russe» —для западной публики. «Русский салат» представляет собой набор эпизодов, калейдоскоп из самых смешных моментов фильма, наша версия более сложна и в ней больше сюжетных линий.
Надеюсь, что статью будут читать те, кто уже смотрел фильм, а если не смотрели—посмотрите. Это интересно, как-будто визуальный документ эпохи, едкий и полный сатиры срез общества эпохи перестройки. Западному обывателю впрочем тоже досталось.
Итак, прощальным костром догорает эпоха, а Николай Чижов— преподаватель музыки в лицее, получает комнату в старой загаженной питерской коммуналке, в придачу к комнате, приобретает в качестве соседей скандальную семейку Гороховых.
Бывшая хозяйка комнаты, бабуля из «бывших» вроде как померла (на самом деле просто исчезла с котом Максом). Сосед Горохов предлагает Чижову выпить водки. Как не выпить в честь новоселья?
— И за моего другого коллегу и товарища, Ивана Кузьмича. Он угрей знаешь где ловит? В канале Грибоедова!
— Щас пойду принесу...
— Не надо!
— Почему?
— Они у тебя г1вном воняют!
— А что же поделать, если они всю жизнь в г1вне живут?
— Ладно, дед. Все мы в г1вне живём — тащи своих угрей
Чижов и Горохов с колоритными приятелями напиваются и видят внезапно, непонятно откуда, появившуюся бабулю—бывшую хозяйку комнаты. Оказывается, прямо из старой питерской коммуналки можно попасть в Париж— столицу любви и искусств. Вот так, прямиком через шкаф...
Упившаяся веселая компания, сначала не понимает, что они оказались в центре Парижа и идут «догоняться» в первый попавшийся бар. Затем трое откалываются, садятся в такси и уезжают, думая что они в Ленинграде. Чижов и Горохов залазят через окно обратно в коммуналку, попутно разгромив квартиру парижанки Николь, своей новой «соседки».
Вы только представьте! Буквальное окно в Европу, которое должно закрыться через пару недель. Семейка Гороховых в полном составе: глава семьи, жена, беременная дочь и теща, разворачивают бурную деятельность с целью наживы, попутно терроризируя бедную парижанку Николь.
У Гороховых потребительский шок, у Чижова—культурный, кто-то ловит угрей в Сене, вместо канала Грибоедова, кто-то (трое потеряшек) обратились за помощью в парижскую компартию.
Гороховы то матрешки продают, то скутер через окно своруют, то танцуют с плакатами «Perestroika»,ещё при этом презирая парижан.
— Совсем зажрались за наш счет!
— А почему это за наш?
— А кто их от татаро-монгол-то прикрывал? Пока мы их 200 лет сдерживали, эти-то здесь развивались!
Источник: https://quote-citation.com/topic/okno-v-parizh
Из приключений бравой троицы вообще можно снять отдельную комедию. Мне вообще нравится, как Мамин выстраивает структуру своих фильмов, это как череда очень смешных эпизодов, в стиле «а тем временем». Вот и тем временем, пока Чижов с Гороховыми испытывают культурный и потребительский шок, троица их собутыльников, протрезвев в такси, понимает, что это не Питер, а Париж. Но выход из положения был найден, и весьма остроумный. Незадачливые приятели обращаются к братской французской компартии, выдав себя за делегацию из России. Просят всего лишь накормит и оплатить счётчик такси...суммой в 8500 франков. «Вы что на этом такси приехали из Москвы???» Но в счет коммунистической солидарности и такси оплатили и накормили.
Опять-таки «тем временем» Николь, взбешенная хамством и беспардонностью Гороховых, купив сварочный аппарат и, для верности, справочник русских матерных слов, срезает лестницу, с которой Гороховы спускались с крыши на тротуар. Однако, сделала хуже только себе—Гороховы начали выходить на улицу прямиком через её квартиру! Устроив погоню за уже доставшим ее Гороховым, Николь оказывается в промозглом и недружелюбном Питере, с полотенцем на голове, пеньюаре и еще до кучи с попугаем. Я не на шутку распереживалась за неё! После встречи с подвыпившими жителями северной столицы, получив по голове пакетом с селедочными хвостами, встретившись с сердобольной женщиной, которая напоила её водкой, пьяная и шокированная Николь бредет по ночному Питеру, вдруг шедший впереди мужчина, ни с того ни с сего начинает крушить телефонную будку...
«Эту сцена—эпизод из жизни самого режиссера :«Жена пришла домой вечером сама не своя и рассказала поразительную историю. Шёл перед ней спокойно парень. И вдруг остановился, набросился на телефонную будку, всю её разломал за минуту чуть ли не в щепки. Выплеснул ненависть и дальше пошёл.» Разбитая будка как символ эпохи...
А помните ностальгирующего под рюмку в парижском ресторане Мишу Гуляева? «вернуться бы в занюханную питерскую коммуналку, где от души выпивали и говорили о высоком...» Музыкант—невозвращенец терзается душевными муками ностальгии по Питеру. Хочешь в Питер? Сейчас устроим... Когда Гуляев снимает повязку перед памятником Ленину, то впадает в настоящую истерику. «Что ты сделал! Верни меня обратно»—эта сцена самая лучшая в фильме. Она очень красноречиво показывает, что наши люди здесь жить не хотели, а там, на Западе, – не могли. Когда Гуляев изучил портал, он уже с удовольствием бегал туда-сюда. Об эпизоде с памятником из воспоминаний Сергея Дрейдена:
«Помните, мы с Андреем Ургантом поздно вечером приезжаем на площадь на такси? Было несколько дублей. На третьем, когда мы подъехали к памятнику Ленина, нас ждал милицейский наряд с полной выкладкой – автоматами, пистолетами. Вытащили всех троих из машины, сурово положили физиономиями на капот… Оказалось, администраторы не договорились о съёмках, а милиционеры увидели, что происходит нечто подозрительное и непонятное. Однако договорились довольно быстро»
Можно вспомнить множество таких ярких и интересных моментов фильма. Это и дети, ученики Чижова, которых он провел на экскурсию в Париж, а они возьми и убеги. Это и продолжающиеся злоключения Николь. Справедливости ради отмечу, что и западная публика была неидеальна. А то можно подумать, что наши соотечественники=быдло, парижане=сплошная культура и благородство. Главное, что для всех этих историй есть исходная точка: окно в Париж. Любая из линий фильма вроде бы и необязательна для сюжета, но каждая смешна и, при этом, заставляет задуматься.
Когда режиссер, ближе к концу фильма вводит в сюжет любовную линию Николь и нашего Чижова, картина как-будто начинает терять всю свою энергию. Шутки становятся менее смешными и ритм фильма уже совсем другой.
Кульминацией фильма стал эпизод, где Чижов обращается к своим ученикам, которые не желают возвращаться на родину.
«Вы родились в неудачное время, в несчастной разорённой стране. Но это же ваша страна!.. Неужели же вы не хотите сделать её лучше? Ведь многое зависит от вас, поверьте…»
Чувство, что призыв звучит и для современников и и для потомков картины. Призыв строить счастье на родной земле. В сущности очень правильный лозунг, но на момент выхода фильма, он привносил в него как-будто фальшивую ноту. Людей еще сладко манила «заграница», это сейчас, с высоты прошедших лет, мы уже можем спокойно признать, что мы ни чем не хуже. Всё-таки очень силен был стереотип «а вот там», «а вот у них». А что у них? Даже не смотря на изображение нашей действительности в негативном ключе: грязь, крупные надписи из трех букв на жилых домах, нищета, маргиналы, «туповатые м1нты», которые якобы даже не слышали об Эдит Пиаф и т.д. Но Мамин точно также высмеял и пороки западного общества. А бомжей и маргиналов у них еще и побольше будет.
«При съёмках на парижских улицах нам категорически запрещено было тревожить бомжей, – вспоминал актёр Сергей Дрейден. – У них там свобода, так что бродяги имеют право лежать где хотят. Бомжи там пили вино, от души закусывали… Это вносило колорит в наши съёмки».
Пожилая леди, с внешностью аристократки, недовольная чучелом кошки. Взгляд видите ли порочный...Ага, у чучела то. Кошка же при жизни была такая целомудренная. Или клуб нудистов, слушающих классическую музыку в исполнение музыкантов без штанов. «Играть Моцарта! И без штанов». Ах, какие мы нежные, говорит язвительно Гуляев Чижову, вали отсюда, подыхай на своей вонючей родине. И подохну, отвечает Чижов, но хотя бы в штанах! Что это, как не отображение того, что где еще более аморально общество. С другой стороны, глупо рассуждать о том, кто лучше, а кто хуже. Но то что мы разные—очевидно.
Отображал ли фильм нашу действительность? Да, это все было. Возможно кто-то скажет, что это только если смотреть на вещи через призму помоек и городских окраин, но было же... Я жила и росла в небольшом провинциальном пгт. Могу с уверенностью сказать, что, например Гороховы—собирательный образ многих. Разве не знаете в своей жизни ни одну женщину типажа мадам Горохова, или любителя порассуждать как «зажрались они там совсем» типажа главы семейства Гороховых? А уж в творческой среде найдется немало прототипов Миши Гуляева.
В любом случае, 90-ые позади, многие люди проклинают эти годы, а фильмы подобные «Окну в Париж» вызывают у многих чувство стыда и неловкости. Может быть поэтому фильм практически никогда не показывают по ТВ. Не хотят напоминать людям фильмы о нашем унижении. С другой стороны, почему и бы не посмеяться? Те времена далеко позади. Комедия по настоящему смешная, хоть от нескольких моментов появляется неприятное чувство неловкости. Как сейчас говорится «испанский стыд».
Сам режиссер в одном из интервью сказал такую фразу: «Этот фильм я снимал как портрет общества и эпохи, о постперестроечном безвременье. О том, что наши люди здесь жить не хотели, а там, на Западе, – не могли. Но вот бегать туда-сюда – это для нас вполне нормально»
Спасибо, что дочитали. Читайте также:
#юрий мамин #окно в париж #виктор михайлов #перестройка #отечественное кино #сергей дрейден #нина усатова #аньес сораль