Немного лирики.
Не сказать, что эта игра самая замысловатая. В ней нет такой интеллектуальной мощи, как в шахматах или шашках, нету экзотичности го или манкал.
НО!
Алькерк очень прост, почти интуитивен, а ещё загадочен и его происхождение весьма противоречиво. Мы играем в него давно, и кто-то из игроведов относится к нему как «к одной из старинных игр», без особого пиетета.
При всём при этом, материала об этой игре очень много. Мы когда собирали эту маленькую статейку, в нём утонули на некоторое время.
Теперь расскажем чего мы такого накопали, будет много картинок.
Термин.
Нас скорее всего поправят лингвисты, но мы рассказываем, то что нашли у итальянских и испанских авторов активно изучающих эту игру.
Само слово «алькерк» сейчас используется чаще всего в Испании. При этом под алькерком подразумеваются следующие игры.
alquerque de tres – мельница для трёх фишек или игра схожая с крестиками-ноликами, или римская rota.
alquerque de doce – тот самый алькерк на 12 фишек.
alquerque de nueve – под этим термином подразумевается игра «мельница»
Ещё один термин, обозначающий игру, привычную нам, под названием алькерк, но уже связанный с арабским миром – это «киркат» القرقات (возможно «крепость»).
Абу-аль Фарадж аль-Исфахани упомянул Киркат в своем 24-томном труде «Китаб аль-Агани» («Книга песен») Х век нашей эры. Но это лишь упоминание. Описания правил там нет.
Ряд исследователей считает, что слово «киркат» – так же пришло в арабский извне, скорее всего от римлян. Но это спорно.
Поле.
Мы наверное повторимся, но скажем ещё раз. Аутентичные поля для алькерка очень просты. Обычно они просто вычерчены на камне или реже на доске. Всякие красивые поля и доски появляются сильно позже, ближе к XIX веку.
При этом варианты полей мы встречаем разные. В основе своей это вот такая схема.
Но есть 2 проблемы.
Проблема один.
На фото ниже поле датируемое II веком н.э. Считается самым древним изображением «алькерка». И оно тоже ставится под сомнение.
Да. Плиты действительно того времени, но скорее всего рисунок сделан в более поздние времена, возможно в эпоху Крестовых походов. Чаще всего очень сложно определить, когда именно было поле вычерчено. В случае с деревянными находками, таких проблем обычно не возникает, но с каменными плитами, вопросов больше.
Проблема два.
А алькерк ли это? Некоторые поля столь малы или настолько грубо и неровно сделаны, что мы не уверены в том, что их можно применять для игры.
Возможно данный тип рисунка - это, в некоторых случаях, и не игра вовсе, а скорее некий «магический» символ. Что он означает нам точно установить не удалось, в лучшем случае натыкаемся на какие-то статьи с выдумками о всяких «славяно-ариях», магии древних кельтов и колдунов-ведунов и тому подобной Велесовой книге.
Есть целая исследовательская группа в Италии - CENTRO STUDI TRIPLICE CINTA, которая уже с десяток лет изучает изображения на камнях с Алькерком, Мельницой и «Лисой и Гусями».
Ими собран и отсортирован громадный фактический материал. Но при всём при этом, граждане ударяются регулярно в какую-то эзотерику, что сильно нас расстраивает и уводит в сторону от искомого вопроса.
Тем не менее, их трудами мы пользуемся, потому как полезного у них много.
Фишки
Опять же. Мы основываемся на изображениях Альфонса Х Мудрого и том предположении, что если поле было выполнено весьма просто, как в случае с «мельницей» или другими подобными играми, то есть два варианта.
Вариант один — используем фишки похожие на пешки.
Вариант два — используем фишки либо точеные, либо из обломков керамики, как это делалось в случае других «простых игр».
Правила.
Железобетонный источник на правила алькерка – это, конечно же, «Книга Игр» Альфонса Х Мудрого.
Здесь встречаются 2 варианта правил: сам алькерк, как игра шашечного типа и его вариация, которая породит ещё одно ответвление игр – Лиса и Гуси (о ней у нас отдельная статья смотрите раздел материалы).
Правила по Альфонсу:
Это 12-шашечный алькерк, в который играют всеми фишками.
И мы начнём сперва с игры в 12-шашечный алькерк, потому что он больше, чем остальные игры алькерка, и он играется с большим количеством фишек. И у него есть кости для удачи, ибо удача нужна, когда игроки в алькерк бросают эти кости, чтоб определить, кто ходит первый.
А играется он таким образом: на доске для алькерка должны быть двадцать пять мест, где фишки могут быть размещены, и там должны быть двадцать четыре фишки. А ставят двенадцать фишек одного цвета на одной стороне и остальные двенадцать – с другой при построении войска. И одно место остается в центре, чтобы начать игру.
И тот, кто ходит первым, имеет неприятность, потому что он вынужден сходить в это пустое пространство. А другой игрок перемещает свою фишку на пустое место за нею и захватывает ту, которая ходила первой. Этот игрок захватывает фишку второго игрока, перепрыгивая через неё с одного свободного пространства на другое в соответствии с прямыми линиями на доске и на столько фишек, сколько сможет, и другой игрок делает то же самое.
Фишка, которая ходит первой, всегда c первой попытки бывает захвачена какой-нибудь фишкой с другой стороны. Другой же игрок хорошо защищён от нападения благодаря понимаю хода, который он желает сделать, дабы наилучшим образом защитить свои фишки.
А другой делает то же самое, только узнав, как его соперник намерен поступить с ним, и, следовательно, он находится в невыгодном положении, тот, который ходит первым. И он охраняет свои фишки всё хуже и теряет их быстрее, и проигрывает. Если оба игрока знают, как играть, они оба могут свести игру вничью…
Некоторые моменты игры у Альфонса непонятны.
В своей статье об алькерке, российский исследователь Дмитрий Скирюк задает следующие вопросы:
1) Ходит фишка на одно соседнее поле, или может двигаться на любое количество?
2) Превращается ли фишка на последней горизонтали в дамку, и если да, то как она после этого ходит?
3) Могут ли фишки ходить назад? А если нет, разрешается ли им рубить назад?
4) Обязательно ли взятие фишки?
5) Обязан ли игрок довести серию взятий до конца?
6) Игрок должен был рубить ветку, где было максимальное количество фишек, или мог выбрать другой вариант?
7) Запрещалось ли фишке возвращаться на поле, с которого она только что ушла?
За ответами мы вас направим к его статье, там много интересного (см. материалы).
Мы на игротеках играем так.
1) Фишки расставляются как на схеме.
2) Броском кубика определяем, кто ходит первым.
3) Фишка может ходить в любом направлении – ортогонально и диагонально на один «пункт».
4) Фишка рубит другую если за ней есть свободное поле, как в шашках.
5) Рубка обязательна, повторное взятие мы не используем.
6) Рубить назад можно.
7) Проигрывает тот у кого осталась только одна фишка.
Заметим. На игротеках у нас, зачастую, не так много времени, чтобы рассмотреть все варианты игры. Наша задача – ввести человека в мир игр, научить играть, дать направления для самостоятельного изучения. Грубо говоря, мы рассказываем участникам о явлении и ставим вопрос.
Алькерк не обладает каким-то феерическим разнообразием тактик и ходов. И предки, видимо смекнули, что его можно бы и дополнить.
Варианты Алькерка.
Понятное дело, что мы здесь не приведем прямо все. Но общую картину попробуем дать.
«Классический алькерк»
Мы бы не сказали, что в средневековой Европе эта игра была сверхпопулярна, хотя поля для неё встречаются в совершено неожиданных местах. В любом случае, на наш взгляд, каждый игровед должен иметь такую вещицу в запасе. Судя по «Книге Игр», как мы уже упоминали, фишки скорее напоминали шахматные пешки, но круглыми плоскими фишками играть тоже возможно.
Ниже представлен непальский вариант баг-чал. По правилам игра ближе всего к тем же «лисе и гусям». Здесь 4 тигра должны съесть 20 коз. Взятие происходит прыжком как в шашках. Козы должны окружить тигров.
«Алькерк с дополнительными полями».
Ну тут фантазия предков развернулась. Усовершенствований можно встретить много.
Т.е. основная идея — добавить дополнительное поле в той или иной форме. Обычно это ещё один квадрат с косой разметкой.
Удобнее всего на нем играть в вариант близкий к игре «Лиса и гуси».
Один из ярких представителей подобного рода игр тувинская Буга-шыдыраа (Быки и мальчики).
Правила тут: https://www.youtube.com/watch?v=OgmxxZj_ZLw
«Алькерк с дополнительными линиями»
Тут скорее речь идёт о развитии изначальной разметки. В этих играх анонимные «игроделы» пошли по пути увеличения пересечений и линий. К алькерку такие поля относятся не вполне, но они скорее всего родственники. Мы их упомянем, потому как очень часто возникает некоторая путаница.
Далее несколько представителей этого типа игр с разных континентов.
1) Индейцы адаптировали игру завезенную испанцами.
2) Игра сформировалась у местного населения.
Более подробно рекомендуем прочесть статью Тьерри Деполи по этой теме, чтобы составить собственное мнение (ссылка в материалах).
О фанароне стоит сказать следующее. Как и остальные игры выросшие, судя по всему, из алькерка эта мадагаскарская доска — уже совершенно другая игра, хотя разметка поля — по сути, два соединенных воедино классических алькерка.
О правилах можно посмотреть кадры из игры Assasins Creed :
«Лиса и гуси»
Мы предполагаем, только предполагаем, что примерно с XIII века алькерк развивается в нескольких направлениях. Одно из них в результате приведет к формированию игры близкой к классическим шашкам.
В другом случае, происходит следующее…
Центральным элементом игрового поля всё так же остается квадрат с пересекающимися линиями и его начинают всячески «перестраивать».
Примером подобной переделки может служить поле для игры «Лиса и Гуси».
Как мы уже помним, в европейской игровой традиции правила с неравным количеством фишек описаны ещё в XIII веке. Уже ближе к веку XV-XVI мы начинаем встречать поля с крестообразной разметкой.
Есть версия о скандинавском происхождении «Лисы и Гусей», но мы вас опять отошлем к списку литературы, потому как уж очень это гипотетично и подтверждения сему мнению мы в источниках не обнаружили.
Самое известное упоминание об этой игре в средневековой Европе, это заказ английского короля Эдуард IV на 2 лис и 26 гусей из серебра, для двух игровых комплектов.
В «Лисе и Гусях» обычно одна фишка нападающая и множество фишек защищающихся. Условная «Лиса» может перепрыгивать через гусей, гуси соответственно лису есть не могут.
Вариаций правил этой игры превеликое множество. А в XIX и XX веке игра вошла в «джентельменский набор» для любой игровой комнаты.
Вот несколько картинок на эту тему.
ИТОГ.
История алькерка запутана. Точное его происхождение неизвестно по сию пору.
Видимо она появляется на арабском востоке и потом перекочевывает в Европу. Дальнейшее распространение по миру также связано с развитием торговых отношений. Судя по всему процесс начался в Х-ХI веках. Но опять же. Это гипотезы.
Заметим, что мы много чего не упомянули. Но поверьте, материала так много по играм схожим с алькерком, что уместить это в одну статью просто невозможно. В пору отдельную книжку писать.
С другой стороны, мы надеемся, что дали вам пищу для размышлений и поставили ряд интересных вопросов.
Напомним, что одна из основных идей «Старинной игротеки» именно в этом и состоит — увлечь как можно больше разных людей, нашим любимым делом.
Играйте в Алькерк!
Список материалов использованных в статье:
Сайт международной исследовательской группы:
https://www.centro-studi-triplice-cinta.com/products/val-formazza-vco1/
Алькерк и «Лиса и Гуси». Блог Дмитрия Скирюка.
https://skyruk.livejournal.com/249847.html
https://skyruk.livejournal.com/248462.html
Правила «Охота на зайца»
https://vk.com/@rusoldgames-ohota-na-zaica-xiii-vek
Игры в кости и настольные игры у инков Тьерри Депаулис
http://shogi.ru/Bol/pdf/Depaulis.pdf
База игр и их варианты.