В 1946 году Заболоцкий только что вернулся в Подмосковье. Он закончил свой 5-летний лагерный срок с последующим пребыванием на холодной и безрадостной окраине России. Страна недавно победила в войне и дышит миром и возрождением. И весна на дворе, настоящая теплая весна, которой так давно не видел исстрадавшийся поэт. Все это слилось в единое чувство гармонии, освобождения от долгих тягот и испытаний, веры в хорошее.
Стихотворение "Уступи мне, скворец, уголок..." относится к пейзажной лирике и написано на тему весны.
Произведение построено как обращение к певчей птице как к другу, ведь каждая певчая птица несомненно родственна душе поэта. Никто не чувствует и не выражает весну так, как птицы. И поэтому автор отдает им честь в этом стихотворении.
Уступи мне, скворец, уголок,
Посели меня в старом скворешнике.
Отдаю тебе душу в залог
За твои голубые подснежники.
И свистит и бормочет весна.
По колено затоплены тополи.
Пробуждаются клены от сна,
Чтоб, как бабочки, листья захлопали.
И такой на полях кавардак,
И такая ручьев околесица,
Что попробуй, покинув чердак,
Сломя голову в рощу не броситься!
Начинай серенаду, скворец!
Сквозь литавры и бубны истории
Ты – наш первый весенний певец
Из березовой консерватории.
Открывай представленье, свистун!
Запрокинься головкою розовой,
Разрывая сияние струн
В самом горле у рощи березовой.
Я и сам бы стараться горазд,
Да шепнула мне бабочка-странница:
«Кто бывает весною горласт,
Тот без голоса к лету останется».
А весна хороша, хороша!
Охватило всю душу сиренями.
Поднимай же скворешню, душа,
Над твоими садами весенними.
Поселись на высоком шесте,
Полыхая по небу восторгами,
Прилепись паутинкой к звезде
Вместе с птичьими скороговорками.
Повернись к мирозданью лицом,
Голубые подснежники чествуя,
С потерявшим сознанье скворцом
По весенним полям путешествуя.
Особенности сюжета и композиции
Признаки весны в произведении очень разнородны, то есть ранняя весна перемешана здесь с очень поздней – то мы читаем, что тополя еще затоплены, еще цветут лишь подснежники (февраль- март), и вдруг – пробуждаются клены (конец апреля-май), и тут же одновременно- «сады весенние» и бабочки (признаки конца мая).
Все это не показано как хронологический переход из одной поры весны в другую, а именно в смешении и одновременности: после сирени опять упоминаются подснежники. После появления листьев у кленов – вдруг опять ручьи. В общем, последовательность событий не соблюдается.
То есть поэту важна весна как общее явление, он не разграничивает четко март, апрель и май. Они в стихотворении как бы все происходят одновременно. Это присутствие модернизма (не реализма) в поэтике Заболоцкого.
Может быть, поэтому он выбирает скворца как символ весны, потому что эти птицы селятся в скворешники на протяжении всей весны и выводят своих птенцов несколько раз за сезон.
Произведение делится по смыслу на две части: в первой поэт обращается к скворцу, а во второй части стихотворения поэт обращается непосредственно к душе, начиная со слов: Поднимай же скворешню, душа,
Над твоими садами весенними.
Художественные средства
Лексические художественные средства:
Гипербола - отдаю тебе душу в залог
Метафора и гипербола:
«С потерявшим сознанье скворцом», «Прилепись паутинкой к звезде»
В основном все метафоры в этом стихотворении – это олицетворения:
шепнула бабочка, свистит весна, пробуждаются клены, «Начинай серенаду, скворец!», птичьи скороговорки.
Синтаксические художественные средства:
Анафора
И такой на полях кавардак,
И такая ручьев околесица,
Повтор:
А весна хороша, хороша!
Восклицание:
Что попробуй, покинув чердак,
Сломя голову в рощу не броситься!
Инверсия:
Над твоими садами весенними
Грамматический параллелизм: повторение через определенные промежутки повелительного наклонения глаголов:
Уступи… , Посели…, Начинай…, Открывай…, Запрокинься…, Поднимай…, Поселись … , Прилепись … , Повернись….
Также повелительная форма глагола многократно сочетается с последующим деепричастным оборотом, и это повторение структуры создает еще большую гармонию ритма, например в последней строфе:
Повернись к мирозданью лицом,
Голубые подснежники чествуя,
С потерявшим сознанье скворцом
По весенним полям путешествуя.
Думаю, вы найдете сами в стихотворении остальные примеры этой структуры!
Фонетические средства:
аллитерация. Например, три строки подряд начинаются с буквы п:
Поселись на высоком шесте,
Полыхая по небу восторгами,
Прилепись паутинкой к звезде...
Ассонанс (повторение гласных): А весна хороша, хороша!
размер: Анапест (ударение на каждом третьем слоге)
Рифма: перекрестная, мужская чередуется с женской.
Лирический герой охвачен прежде всего восторгом, это главное чувство в произведении:
Поселись на высоком шесте, Полыхая по небу восторгами…
Поэтому перед нами настоящий гимн весне, без капли меланхолии или сосредоточения на каких-либо проблемах. Поэт и правда здесь как птица, которая беззаветно и всем существом своим просто славит весну.