В феврале 1827 Александр Сергеевич Пушкин стал членом Благородного (дворянского) собрания в Москве. Поэт любил бывать здесь, и бывал часто. Собрание давало блестящие балы, концерты, но более того, оно накрывало пышные столы с парадными обедами в честь праздника или какого-нибудь сановного именинника.
А 26 мая 1899 года в Благородном собрании был устроен замечательный обед с теми блюдами, которые Пушкин подсмотрел на столах собрания и описал в своих произведениях. Одни названия только чего говорят: уха на шампанском, кокиль из семги, яичница с трюфелями, блины и с Лимбурским сыром....
Любил Пушкин захаживать и в Английский клуб, что разместился в усадьбе графа Л.К. Разумовского на Тверской.
Английский клуб являлся центром сосредоточения всех сплетен, здесь была отличная библиотека, игра в карты, но более того, в нем можно было вкусно пообедать. Обеды были настолько хороши, что Английский клуб называли "храмом обжорства". Повара же клуба считались лучшими в Российской империи.
"В палате Английского клоба
(Народных заседаний проба),
Безмолвно в думу погружен,
О кашах пренья слышит он."
Это из чернового варианта пушкинского "Евгения Онегина".
А самый главный обжора той России, баснописец Крылов, бывал в клубе именно в обеденные часы. А потом вспоминал, как какой-то помещик рассказывал ему о своем рыбном хозяйстве: "Раз мои люди вытащили стерлядь, вы не поверите, но длина ее вот отсюда.... до..." И помещик протянул руку с одного конца стола до другого, но размах руки уперся в толстого Крылова. Иван Андреевич встал, отстранился и произнес: "Позвольте, я отодвинусь, чтобы пропустить вашу стерлядь".
Из Английского клуба могли выгнать. В основном, исключили за неуплату членского взноса, который составлял 30 рублей в год. Чтобы вернуться обратно, прошрафившийся член должен был, помимо просрочненного взноса, уплатить 300 рублей сверху. Один раз из Английского клуба выгнали Пушкина. Он возмущался, но годовой взнос и штраф оплатил в полном размере.
Еще в одном московском заведении любил бывать Пушкин. Это ресторан "Яръ", открывшийся в 1826 году на Кузнецком мосту. Здесь пели цыгане, собралась все московская богема. Цены были дорогими, но оно того стоило.
"Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И с телятиной холодной
Трюфели Яра вспоминать?"
Пушкин любил в "Яре" откушать холодный суп из малины и ревеня. После того, как поэт стал популярным, владельцы ресторана смекнули, что на этом можно заработать и этот суп уже именовался в прейскуранте, как "Десерт Пушкина".