Найти тему
PROG ISLAND

Prog Island: FANTASY (UK) "Paint A Picture" (1973, Polydor) Незаслуженно забытые фантазеры

Сегодня, уважаемые островитяне, вспомним английскую группу, не скрою, одну из моих любимых, FANTASY, и для этого, раз уж я обживаюсь на новой площадке, то достану из пещер своего острова старую свою публикацию, даже, еще точнее, отрывок из главы о группе в первом томе книги "Потерянные сокровища прогрессивного рока" (2021), плюс, эта же глава опубликована в "Прогрессивная музыка" (том 1, 2021)

FANTASY - "Paint A Picture" (1973, Polydor Records)

Songs/Tracks Listing: 1. Paint A Picture (5:24); 2. Circus (6:18); 3. The Award (4:52); 4. Politely Insane (3:27); 5. Widow (2:12); 6. Icy River (5:53); 7. Thank Christ (4:06); 8. Young Man's Fortune (3:41); 9. Gnome Song (4:19); 10. Silent Mine (4:39)
Total Time: 44:41

Band members:
- Paul Lawrence / lead vocals, 12-string guitar
- Peter James / lead guitar, vocals
- David Metcalfe / keyboards, vocals
- David Read / bass, vocals
- Jon Webster / percussion, vocals

Личный состав подразделения))) (1973)
Личный состав подразделения))) (1973)

В течении мая-июня 1973 года в студии Chipping Norton со своим продюсером Питером Сэймсом (Peter Sames) музыканты записали новый материал для своего первого и, как оказалось впоследствии, единственного альбома, озаглавленного Paint A Picture, который появился в начале ноября того же года. А незадолго до этого, 28 сентября, был выпущен сингл “Politely Insane/I Was Once Aware”.

Рекламка лейбла
Рекламка лейбла

Paint A Picture – прекрасный образец британского прог-рока, можно даже сказать арт-рока (если условно разделить всё направление на арт-рок и хеви-прог (VDGG, EL&P, ATOMIC ROOSTER, GUN и т.д.), с очевидными влияниями со стороны славной когорты в лице THE BEATLES, PROCOL HARUM, THE MOODY BLUES и KING CRIMSON, но именно по мелодической линии. В этом разрезе FANTASY уместно сравнить с такими прог-коллективами, как GRACIOUS, SPRING и в большей степени с CRESSIDA. Иногда возникают ассоциации с CARAVAN и CAMEL, представителями кентеберийской сцены, с ранними, барреттовскими творениями PINK FLOYD. Но, опять-таки, после внимательного прослушивания приходишь к мысли, что FANTASY создали собственное оригинальное звучание с элементами полифонии, готики, эмбиента (хотя пионером этого направления общепризнанно считается Брайан Ино (Brian Eno). Но прежде всего замечаешь ярко выраженный мелодизм и отсутствие “зауми и вычурности”, что было, к сожалению, свойственно многим из их коллег по цеху (это привело к деградации прог-рока в конце 70-х и появлению т.н. помп-рока, – прим. ред.). В текстах кроме сказочности, иносказательности и мистики можно обнаружить и рассуждения о смысле жизни, которые, очевидно, были навеяны гибелью молодого гитариста группы.
Альбом открывает заглавная “Paint A Picture” – мягкая, но напористая, с мелодическим, чистым и сильным вокалом Пола Лоуренса, чем-то напоминающим голос Дэвида Боуи (David Bowie), который обрамлен не только мощным Хаммонд-органом, звуком акустической гитары, но и хоральным многоголосием остальных музыкантов. Она сразу настраивает нас на соответствующую атмосферу – “гипнотизирующую, с привкусом какой-то всепоглощающей, просветленной грусти”, легкого бриза в солнечную погоду (“Я – ветряная мельница, все мои лопасти вращаются”). Следующую за ней развернутую и прекрасно оркестрованную “Circus” (ее длительность превышает 6 минут) можно отметить слаженной игрой гитар и “кружащимися” клавишными, их изысканными хитросплетениями и постоянной сменой темпа. На ум приходит правомерное сравнение с URIAH HEEP и их композицией “Circus” из альбома Sweet Freedom, выпущенном в сентябре 1973 года, то есть практически одновременно с Paint A Picture.
“The Award”, о которой упоминалось выше, оставляет проникновенное впечатление, воздействуя эмоционально в том числе благодаря Лоуренсу, который тонко прочувствовал весь драматический подтекст стихов. Энергичная, полная драйва “Politely Insane” с уместным вкраплением духовых чем-то напоминает убыстренную часть сюиты “Atom Heart Mother” PINK FLOYD, с претензией на философские рассуждения в тексте (“Ты должен понять, что твое существование запланировано/И превратит тебя в учтивого безумца”). Ее логически продолжает грустная баллада “Widow” о вдове у алтаря, украшенная звуком виолончели, сыгранной, скорее всего, при помощи всемогущего меллотрона. Стоит отметить, что многие образы из песен нашли визуальное отображение на замечательной сюрреалистической обложке альбома, нарисованной художником Ларри Лирмонтом (Larry Learmonth).
Вторую сторону открывает сначала плавно текущая “Icy River” про вскрывающуюся от льда реку. Соответственно по мере развития композиции ее темп меняется, она то убыстряется, то сдержанно затихает. Незаметный переход к религиозной “Thank Christ” позволяет предположить наличие общей концепции всего альбома. Опять хочется похвалить пение вокалиста и заметить, что в начале 1970-х, в период становления прогрессив-рока, было гораздо больше интересных фронтменов-певцов, чем десятилетия спустя, когда упор стал делаться в основном на сложность музыки и ее аранжировку.
“Young Man’s Fortune”, насыщенная нюансами, чем-то напоминает работы GENESIS (естественно того же периода начала 70-х). Это обращение к молодым, которым музыканты советуют жить одним днем сообразно своим мечтам, иначе придет старость и мечты развеются. Сказочная тематика “Gnome Song” аллегорически посвящена замкам из камня, которые легко могут стать воздушными и исчезнуть без следа. Финальная “Silent Mime” довлеет (в разумных пределах) органным саундом и опять посвящена фантазиям-мечтам, вполне оправдывая название группы.
Альбом был записан с отменным качеством, звук по-настоящему “вкусный”, аранжировки отменны, в общем, в типично английском ключе, а в предпочтительно минорном звучании композиций можно четко расслышать каждый звук, партию каждого инструмента. Альбом производит сильнейшее впечатление с первого же прослушивания. Каждая песня, с одной стороны, была достаточно сложна по своей структуре, с другой – вполне приемлима для массового слушателя.
Тем удивительнее была реакция на его появление в прессе – мягко говоря сдержанная. Как написал музыкальный критик Марк Пэйтресс: “Едва только стало ясно, что FANTASY не превратятся сразу же в новых GENESIS или VAN DER GRAAF GENERATOR, контракт с ними был расторгнут”. Возможно ситуацию исправили бы стабильные продажи альбома (или выпуск еще одного сингла), однако этого не произошло. Скорее всего в Polydor совершенно не знали как продвигать на рынке подобную музыку (лейблы Vertigo или Harvest отнеслись бы с большим вниманием), поэтому быстро потеряли интерес к музыкантам и предпочли избавиться от группы. Сказалось и общее перенасыщение рынка подобной музыкой, ведь в это же время в прогрессивном роке вышло столько первоклассных и уникальных альбомов…

-4

Александр Ковтун (© Prog Island, SPb, март 2015)/Александр Галин (© Rock Express, Moscow)