Учиться сложно. Учиться онлайн - сложнее вдвойне. Поэтому современное качественное онлайн-образование - это не только контент (видеозаписи и тексты). Это образовательная среда, в которую попадает ученик, начавший учиться. Среда, которая призвана помогать осваивать контент и достигать поставленных целей.
Такая образовательная среда состоит из 4 компонентов (модель Мура):
- Ведущий
- Другие студенты
- Контент
- Платформа
Поэтому, проектируя курс, важно задумываться о платформе для обучения и о тех технических средствах, которые можно задействовать для обучения.
Понимание методистом инструментов и платформ позволяет:
- выстроить максимально удобный для ученика процесс обучения
- подбирать форматы для упаковки контента, которые технически можно реализовать
- повысить ценность методиста, как специалиста и расширить диапазон проекторов, в которых он может участвовать. Дело в том, что бывают проекты, когда нужно разработать курс под конкретную среду разработки или сделать сценарий для определенного инструмента сборки урока.
При этом, важно не уйти в 2 крайности:
- Когда узнаешь новые инструменты, часто возникает желание, как можно скорее их использовать.
- Когда хорошо знаешь какой-то инструмент, может возникнуть стремление навязывать его использование.
Для того, чтобы такого не происходило, предлагаю придерживаться 3 правил выбора инструментов для образовательной среды. Правила универсальны как для корпоративного обучения, так и для открытого образования.
Правила выбора инструментов для образовательной среды:
- Чем меньше, тем лучше
- Каждый инструмент, используемый в процессе обучения, создает когнитивную нагрузку. Причем, она является дополнительной, помимо основной нагрузки, связанной с получением новых знаний и умений.
- Старайтесь выбирать инструменты и платформы, исходя из их универсальности: чем больше ваших задумок способен воплотить инструмент, тем лучше. Причем, даже если вы уверенны, что вдоль и поперек знаете функционал, проверьте. В разработке ит-продуктов принято постоянно их совершенствовать. То есть вы можете просто не знать о том новом, что появилось в инструменте. Например, вы знали, что в ZOOM можно проводить голосования?
- Чем меньше выходов вовне, тем лучше. Чтобы предупреждать отвлечение, важно минимизировать переходы на другие страницы. Если выбрана платформа для обучения, важно организовать в ней так контент и активности, чтобы не было необходимости лишний раз из нее выходить.
2. Выбирайте привычное
- Если ваши задачи можно реализовать при помощи знакомого ученикам инструмента, отдавайте предпочтение именно ему. Необходимость переучиваться и осваивать новый инструмент также создает лишнюю нагрузку.
- В случае, когда вы готовы на такой риск, всегда заранее обучайте именно работе с инструментам, чтобы ученик мог в нем освоиться. В первый работать с новым инструментом, все равно что оказаться в чужой стране — неясно куда идти. Чтобы ученик не терялся вначале, проведите экскурсию — покажите, как и что работает;
3. Выбирайте простое
В этом правиле есть 2 слоя:
- Простота использования студентом. Большое количество шагов, препятствия на пути - все это по капле убивает мотивацию продолжать учиться.
- Простота администрирования тем, кто использует инструмент для обучения. Конечно, можно поручать наполнение платформы контентом, обновление анкеты, создание вебинарной комнаты и пр. Но важно, чтобы тот, кто непосредственно занимается обучением, потенциально мог сам осуществлять всю работу с инструментом, без участия ит-специалиста.
Получается, тренд на минимализм и простоту распространяется даже на выбор инструментов для образовательной онлайн-среды.